Проблемная ситуация: Об освобождении от уплаты НДС
услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ,
по обслуживанию воздушных судов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 марта 2009 г. N 03-07-08/67
В связи с письмом
по вопросу освобождения от налога на добавленную стоимость услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации
и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно пп. 22
п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) услуги,
оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном
пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, включая
аэронавигационное обслуживание, освобождены от налогообложения налогом на
добавленную стоимость.
Указанной нормой Кодекса конкретный
перечень вышеназванных услуг не установлен. В связи с этим
при решении вопроса об освобождении от налогообложения налогом на
добавленную стоимость услуг по обслуживанию российских воздушных судов следует
руководствоваться Приказом Минтранса России от 02.10.2000 N 110,
предусматривающим Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за
обслуживание воздушных судов. Так, согласно Письму МНС России
от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411, согласованному с Минфином России и Минтрансом
России, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения)
аэронавигационные и аэропортовые сборы за услуги, указанные в разд. 2 и 3
Приложения 1 "Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за
обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской
Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации"
указанного Приказа.
К услугам по
обслуживанию воздушных судов иностранных эксплуатантов,
оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации, относятся
услуги, за которые взимаются аэронавигационные и аэропортовые сборы,
установленные Приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской
Федерации от 15.05.2000 N 125 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах
за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов
в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации". Поэтому в отношении таких услуг, по нашему мнению, правомерно
применять освобождение от налога на добавленную стоимость.
Кроме того, в
соответствии с Письмом Минтранса России от 09.10.2007 N 01-01-02/2675,
доведенным ФНС России до налоговых органов Письмом от 02.11.2007 N ШТ-6-03/861,
услуги, входящие в стоимостную основу тарифов, приведенных п. п. 4.11 - 4.13
главы "Тарифы за обслуживание воздушного судна" разд. 4 Приложения 1
к Приказу Минтранса России от 02.10.2000 N 110, также являются услугами по
обслуживанию воздушных судов, и
освобождение от налога на добавленную стоимость в отношении этих услуг
распространяется на услуги, оказываемые в отношении как российских, так и
иностранных судов.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
24.03.2009