Проблемная ситуация: О полномочиях Минфина России по
предоставлению разъяснений по вопросам применения законодательства РФ о налогах
и сборах, а также о последствиях применения указанных разъяснений.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 марта 2009 г. N 03-02-08-22
В соответствии с письмом в Департаменте
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу об упорядочении полномочий Минфина России по
предоставлению разъяснений по вопросам применения законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах и сообщается следующее.
Согласно п. 1 ст. 4
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и п. 1 Положения о
Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России,
являющийся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным
осуществлять функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области
таможенного дела, в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам, связанным с
налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять
законодательство о налогах и сборах.
Наряду с этим Минфин России на основании
п. 1 ст. 34.2 Кодекса дает письменные разъяснения налогоплательщикам,
плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах.
Письма Минфина России,
изданные в соответствии с п. 1 ст. 34.2 Кодекса, не направлены на установление,
изменение или отмену правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, а также не
подлежат подготовке, обязательной правовой экспертизе в Минюсте России и
регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением
Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009.
Таким образом, указанные письма имеют
информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Минфина России
по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или
коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых
агентов.
В соответствии с п.
8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса выполнение
налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных
разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам
применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному
кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом
государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в
пределах его компетенции является основанием для неначисления пеней на сумму недоимки, которая образовалась
у указанного лица в результате выполнения такого письменного разъяснения, а
также признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового
правонарушения.
Такие положения не применяются в случае,
если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной
информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым
агентом).
Кроме того,
сообщается, что дела об оспаривании ненормативных правовых актов и действий
органов государственной власти Российской Федерации или их должностных лиц
рассматриваются и разрешаются в установленном законодательством Российской
Федерации порядке.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.03.2009