Проблемная ситуация: Об отсутствии
оснований для принятия предложения о возможности уменьшения налоговой базы по
налогу на прибыль на расходы по оплате проезда работников к месту
использования отпуска на территории РФ и обратно вне зависимости от
расположения организации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 марта 2009 г. N 03-03-05/50
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело вопрос о порядке учета в целях налогообложения прибыли
расходов по оплате проезда работников к месту использования отпуска и обратно и
сообщает следующее.
Статьей 33 Закона
Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях" установлено, что лица, работающие в
организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств
работодателя проезд к месту
использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно
любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на
оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
В соответствии с п.
7 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда
относятся, в частности, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц,
находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на
территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза
багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях)
в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций,
финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном
работодателем, - для иных организаций.
Действующим законодательством, а именно
ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс),
компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту
использования отпуска и обратно предусмотрены для лиц, работающих в
организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях. Изменения, внесенные в указанную статью Трудового кодекса
Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, связаны с разграничением компетенции
в вопросе о компенсации расходов северянам при проезде к месту использования
отпуска и обратно.
Так, ч. 8 ст. 325
Трудового кодекса установлено, что размер, условия и порядок компенсации
расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования
отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов
субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных
бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными
актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций,
трудовыми договорами.
Кроме того, приведенная в письме
арбитражная практика не может быть использована в качестве доказательства
изложенной в письме позиции.
Так, Постановление ФАС
Восточно-Сибирского округа от 07.09.2006 по делу N А74-546/06-Ф02-4562/06-С1
касается применения Постановления Совета Министров СССР от 25.06.1971 N 434
"О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций
Министерства гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска
воздушным транспортом". Названному Министерству разрешено предоставлять
один раз в год своим работникам, проработавшим в системе непрерывно 7 и более
лет, бесплатный билет и билет со скидкой 50 процентов тарифа на одного члена
семьи.
Поскольку данный
нормативный правовой акт не отменен в установленном порядке и не противоречит
Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и
Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.1991, суд
признал, что общество правомерно применило содержащиеся в Постановлении нормы
при определении налоговой базы по налогу на прибыль за проверяемые налоговой
инспекцией налоговые периоды.
В Постановлениях ФАС Западно-Сибирского
округа от 16.01.2007 по делам N Ф04-8809/2006(30819-А27-19),
Ф04-8809/2006(29890-А27-19) и от 28.05.2008 N Ф04-3260/2008(5603-А27-15) речь
идет о доначислении единого социального налога и пеней.
Кроме того,
проведенный анализ арбитражной практики и решений высших судов (ВАС РФ)
показал, что спорные вопросы возникают в большей мере в связи с требованиями
организаций к казне Российской Федерации (в лице Министерства финансов
Российской Федерации) возместить оплаченные за счет средств организаций расходы
на оплату проезда в отпуск и обратно для работников Крайнего Севера и
приравненных к нему местностей. При этом
суды считают, что финансовое обеспечение реализации социальных гарантий,
предоставленных гражданам федеральными законами, должно производиться за счет
средств федерального бюджета. В этой связи принятие
предложения о признании в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль
расходов на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на
иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и
обратно, вне зависимости от расположения организации в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях, приведет к необоснованному увеличению расходов
федерального бюджета.
Учитывая изложенное, Министерство
финансов Российской Федерации подтверждает свою позицию, изложенную в Письмах
от 12.03.2008 N 03-03-06/1/169, от 13.08.2007 N 03-03-06/1/561, от 14.06.2006 N
03-03-04/2/72, и просит довести ее до налоговых органов.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
27.03.2009