| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для принятия предложения о возможности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на расходы по оплате проезда работников к месту использования отпуска на территории РФ и обратно вне зависимости от расположения организации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 27 марта 2009 г. N 03-03-05/50

 

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело вопрос о порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов по оплате проезда работников к месту использования отпуска и обратно и сообщает следующее.

Статьей 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

В соответствии с п. 7 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда относятся, в частности, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций.

Действующим законодательством, а именно ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно предусмотрены для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Изменения, внесенные в указанную статью Трудового кодекса Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, связаны с разграничением компетенции в вопросе о компенсации расходов северянам при проезде к месту использования отпуска и обратно.

Так, ч. 8 ст. 325 Трудового кодекса установлено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Кроме того, приведенная в письме арбитражная практика не может быть использована в качестве доказательства изложенной в письме позиции.

Так, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.09.2006 по делу N А74-546/06-Ф02-4562/06-С1 касается применения Постановления Совета Министров СССР от 25.06.1971 N 434 "О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом". Названному Министерству разрешено предоставлять один раз в год своим работникам, проработавшим в системе непрерывно 7 и более лет, бесплатный билет и билет со скидкой 50 процентов тарифа на одного члена семьи.

Поскольку данный нормативный правовой акт не отменен в установленном порядке и не противоречит Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.1991, суд признал, что общество правомерно применило содержащиеся в Постановлении нормы при определении налоговой базы по налогу на прибыль за проверяемые налоговой инспекцией налоговые периоды.

В Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 16.01.2007 по делам N Ф04-8809/2006(30819-А27-19), Ф04-8809/2006(29890-А27-19) и от 28.05.2008 N Ф04-3260/2008(5603-А27-15) речь идет о доначислении единого социального налога и пеней.

Кроме того, проведенный анализ арбитражной практики и решений высших судов (ВАС РФ) показал, что спорные вопросы возникают в большей мере в связи с требованиями организаций к казне Российской Федерации (в лице Министерства финансов Российской Федерации) возместить оплаченные за счет средств организаций расходы на оплату проезда в отпуск и обратно для работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. При этом суды считают, что финансовое обеспечение реализации социальных гарантий, предоставленных гражданам федеральными законами, должно производиться за счет средств федерального бюджета. В этой связи принятие предложения о признании в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль расходов на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно, вне зависимости от расположения организации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, приведет к необоснованному увеличению расходов федерального бюджета.

Учитывая изложенное, Министерство финансов Российской Федерации подтверждает свою позицию, изложенную в Письмах от 12.03.2008 N 03-03-06/1/169, от 13.08.2007 N 03-03-06/1/561, от 14.06.2006 N 03-03-04/2/72, и просит довести ее до налоговых органов.

 

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С.Д.ШАТАЛОВ

27.03.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024