Проблемная ситуация: О списании правительством края
налоговой задолженности, по которой налоговым органом пропущен срок взыскания.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 марта 2009 г. N 03-01-10/1-21
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо относительно списания налоговой
задолженности, по которой налоговым органом пропущен срок взыскания, и сообщает
следующее.
Согласно п. 1 ст. 44 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по уплате налога или сбора
возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных
Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п.
1 ст. 59 Кодекса недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками,
плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось
невозможным в силу причин экономического, социального или юридического
характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и сборам;
исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
местными администрациями - по региональным и местным налогам.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке
признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням
и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым
взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и
штрафам" определены основания, по которым признаются безнадежными к
взысканию недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в
государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, и порядок их
списания.
При этом органам государственной власти
субъектов Российской Федерации и местным администрациям рекомендовано решать
вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности
по пеням и штрафам по региональным и местным налогам применительно к порядку,
определенному названным Постановлением.
Вместе с тем нормативными правовыми
актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления могут быть установлены иные основания признания
недоимки по соответствующим налогам безнадежной к взысканию в силу причин
экономического, социального или юридического характера.
В настоящее время в
Министерстве финансов Российской Федерации с участием других заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти рассматриваются предложения о
внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от
12.02.2001 N 100 в целях расширения перечня оснований по признанию недоимки
безнадежной к взысканию, в частности, в случае вступления в силу решения суда о
признании недоимки безнадежной в связи с истечением срока ее взыскания.
При этом следует отметить, что в
соответствии с п. 3 ст. 46 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N
137-ФЗ) пропущенный по уважительной причине срок подачи налоговым органом
заявления о взыскании с налогоплательщика - организации или индивидуального
предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога может быть восстановлен
судом.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
27.03.2009