Проблемная ситуация: ГУП занимается поставками топлива
для учреждений социальной сферы, предприятий ЖКХ и населения. В 2005 г. покупателю отгружено топливо на сумму 332 018 руб.,
оплачено - 161 937 руб. В 2007 г. арбитражный суд удовлетворил исковое
требование ГУП в сумме 170 081 руб. В декабре 2008 г. исполнительное
производство прекращено, получен акт судебных приставов-исполнителей о
невозможности взыскания задолженности (у должника отсутствует имущество, на
которое может быть обращено взыскание) и возвращен исполнительный документ.
Может ли ГУП уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на данную
задолженность?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 марта 2009 г. N 03-03-06/4/25
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке списания в
целях налогообложения прибыли организаций безнадежной задолженности и сообщает
следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 266 Налогового
кодекса Российской Федерации безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком,
по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по
которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено
вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного
органа или ликвидации организации.
Таким образом, Кодексом предусмотрен
исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми дебиторская
задолженность налогоплательщика признается безнадежной для целей
налогообложения прибыли.
К таким основаниям относятся:
- истечение установленного срока исковой
давности;
- невозможность исполнения в соответствии
с гражданским законодательством;
- невозможность исполнения на основании
акта государственного органа;
- ликвидация организации-должника.
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти" и Положением о Федеральной
службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации
от 13.10.2004 N 1316, служба судебных приставов и ее территориальные
подразделения являются федеральными органами исполнительной власти Российской
Федерации.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N
229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N
229-ФЗ), в случае если у должника отсутствует имущество, на которое может быть
обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые
законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными,
исполнительный документ возвращается взыскателю, о чем судебным
приставом-исполнителем составляется акт, который утверждается старшим судебным приставом.
При этом судебный пристав-исполнитель
выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении
взыскателю исполнительного документа.
Таким образом,
учитывая основания окончания исполнительного производства, предусмотренные пп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона N 229-ФЗ,
свидетельствующие о невозможности исполнения должником обязательства, а также
правовую позицию Высшего Арбитражного Суда, изложенную в Определении от
07.03.2008 N 2727/08, дебиторская задолженность, в отношении которой судебным
приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного
производства на основании указанной нормы Федерального закона N 229-ФЗ, признается безнадежной для целей налогообложения прибыли.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
30.03.2009