Проблемная ситуация: Правообладатели земельных
участков часто не осуществляют постановку участков на кадастровый учет, так как
в действующем законодательстве не закреплены обязывающие к этому нормы. В связи
с этим у налоговых органов отсутствуют сведения о кадастровой стоимости данных
участков. Каков порядок определения налоговой базы по земельному налогу в
отношении этих участков?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 апреля 2009 г. N 03-05-04-02/23
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо и по вопросу об определении
налоговой базы по земельному налогу сообщается следующее.
Согласно ст. 388 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога
признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на
праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского
кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на
недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение
подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами,
осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Учитывая изложенное, основанием для
взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный
участок, т.е. зарегистрированное в установленном порядке право собственности,
право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого
владения.
Вместе с тем в силу
ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним сведений о существующих правах на земельные участки налогоплательщики
земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств
и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим,
так и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, либо
на основании актов, изданных органами государственной власти или органами
местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном
законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их
издания, о предоставлении земельных участков.
В соответствии со ст. 389 Кодекса
объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки,
расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом земельным участком является часть
земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными
законами (ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, объектом налогообложения
по земельному налогу может выступать лишь сформированный земельный участок, в
отношении которого проведен государственный кадастровый учет. Указанная позиция
отражена также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2006
N 5-Г06-57.
На основании п. 1 ст. 391 Кодекса
налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении
каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1
января года, являющегося налоговым периодом. При этом кадастровая стоимость
земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством
Российской Федерации.
Согласно ст. 66 Земельного кодекса
Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков
проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения
которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 391 Кодекса
предусматривается, что налогоплательщики, являющиеся организациями и
индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно на
основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном
участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного
(бессрочного) пользования.
Для налогоплательщиков - физических лиц,
не являющихся индивидуальными предпринимателями, налоговая база определяется
налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые
органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра,
органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с
ним, и органами муниципальных образований (п. 4 ст. 391 Кодекса).
Учитывая изложенное, полагаем, что в
случае, если земельный участок не сформирован в соответствии с земельным
законодательством Российской Федерации и законодательством о градостроительной
деятельности, то в отношении указанного земельного участка отсутствует не
только налоговая база, но и объект налогообложения.
Одновременно сообщаем, что по вопросам о
применении отдельных положений Федерального закона от 24.11.2007 N 221-ФЗ
"О государственном кадастре недвижимости", в том числе об установлении
обязательности проведения кадастрового учета земельных участков, письмо
направлено для рассмотрения и ответа в Минэкономразвития России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
02.04.2009