Проблемная ситуация: О применении положений
Постановления Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 N 5-П в отношении
применения имущественного налогового вычета по НДФЛ в случае приобретения
имущества родителями совместно со своими несовершеннолетними детьми.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 2009 г. N 03-04-07-01/109
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело письмо по вопросу применения положений
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 N
5-П (далее - Постановление N 5-П) и сообщает следующее.
В п. 2 резолютивной
части вышеуказанного Постановления Конституционный Суд Российской Федерации
признал не противоречащим Конституции Российской Федерации абз.
4 пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) в редакции, действовавшей до вступления в силу
Федерального закона от 20.08.2004 N 112-ФЗ (в настоящее время - абз. 18), поскольку содержащееся в нем положение по своему
конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса и в общей системе правового
регулирования предполагает право родителя, приобретшего за счет собственных средств квартиру в общую долевую собственность со своими
несовершеннолетними детьми, на получение имущественного налогового вычета в
соответствии с фактически произведенными расходами в пределах общего размера
данного вычета, установленного законом.
В соответствии с
положениями ст. ст. 118 и 125 (ч. 4 и 6) Конституции Российской Федерации, п. 3
ч. 1 ст. 3, ст. 6, ч. 2 ст. 74, ч. 2 и 3 ст. 79 Федерального конституционного
закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской
Федерации" (далее - Закон N 1-ФКЗ) норма, признанная не противоречащей
Конституции Российской Федерации в конституционно-правовом смысле, выявленном Конституционным Судом Российской
Федерации, подлежит применению именно в соответствии с выявленным
Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовым смыслом.
Иное понимание последствий конституционно-правового
истолкования нормы означало бы возможность ее применения в противоречие
Конституции Российской Федерации и не соответствовало бы правовой природе и
юридической силе решений Конституционного Суда Российской Федерации, которые
обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных,
исполнительных и судебных органов государственной власти, действуют
непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными
лицами.
Таким образом,
поскольку в п. 2 резолютивной части Постановления N 5-П признаны не
противоречащими Конституции Российской Федерации как абз.
4 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса в редакции,
действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20.08.2004 N 112-ФЗ,
так и абз. 18 пп. 2 п. 1
ст. 220 Кодекса, действующий в настоящее время, в том конституционно-правовом
смысле, который выявил в данном
Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации, то необходимо применять
данный абзац с учетом позиции, изложенной в Постановлении N 5-П.
Учитывая, что
изменения, которые были внесены в абз. 4 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса Федеральным законом от
20.08.2004 N 112-ФЗ и последующими законодательными актами, носили уточняющий
характер и не изменили существа нормы, то данную норму необходимо применять в
том конституционно-правовом смысле, который выявил Конституционный Суд
Российской Федерации, с момента ее принятия, то есть с момента принятия части
второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Как это прямо вытекает из п. 2
резолютивной части Постановления N 5-П, имущественный налоговый вычет в размере
фактически произведенных расходов в пределах общего размера данного вычета,
установленного законом, предоставляется родителю при приобретении им квартиры в
общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми за счет
собственных средств родителя.
Толкование правовых
позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении
N 5-П, с целью их применения в иных случаях приобретения имущества родителями
совместно со своими несовершеннолетними детьми может дать только сам
Конституционный Суд Российской Федерации, так как на основании ст. 83 Закона N
1-ФКЗ решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально
разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
06.04.2009