Проблемная ситуация: О порядке
налогообложения НДС стоимости аудиторских услуг, оказанных российской
организацией российской организации через иностранного субагента, а также об
отсутствии оснований для учета в составе прочих расходов в целях исчисления
налога на прибыль НДС, предъявленного российской организацией в отношении
аудиторских услуг, оказываемых по договору с иностранной организацией, местом
реализации которых территория РФ не признается.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 апреля 2009 г. N 03-07-08/85
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам налогообложения
налогом на добавленную стоимость аудиторских услуг, оказанных российской
организацией российской организации через иностранного субагента, и сообщает
следующее.
В соответствии с пп.
4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях
налога на добавленную стоимость местом реализации консультационных и
бухгалтерских услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель
услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона
от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская
деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой
проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности
организаций и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, на основании п. п. 5 и 6 ст.
1 указанного Закона аудиторские организации могут оказывать сопутствующие
аудиту услуги, в том числе бухгалтерское консультирование, налоговое
консультирование, финансовое консультирование, управленческое консультирование,
правовое консультирование, проведение научно-исследовательских работ в области,
связанной с аудиторской деятельностью, и тому подобные услуги.
Таким образом, при применении налога на
добавленную стоимость в отношении аудиторских услуг,
по нашему мнению, следует руководствоваться вышеуказанной нормой пп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса.
Учитывая изложенное, оказание услуг по
проведению аудита, осуществляемых российской аудиторской компанией для
иностранной организации - субагента, объектом налогообложения налогом на
добавленную стоимость на территории Российской Федерации не является и такие
услуги налогом на добавленную стоимость не облагаются. При этом при
приобретении результатов оказания услуг по проведению аудита у иностранного
субагента российской организации - агенту следует уплатить налог на добавленную
стоимость в качестве налогового агента.
Что касается учета
сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных российской организацией по
услугам, оказываемым по договору с иностранной организацией, местом реализации
которых территория Российской Федерации не признается, то согласно п. 3 ст. 169
Кодекса налогоплательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять
счета-фактуры при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения
налогом на добавленную стоимость. В связи с
этим при оказании вышеуказанных услуг счета-фактуры выставляться не должны.
В случае выставления российской
организацией иностранному субагенту счетов-фактур с учетом налога на
добавленную стоимость данные счета-фактуры, согласно п. 2 ст. 169 Кодекса,
считаются выставленными с нарушением действующего порядка и на основании таких
счетов-фактур вычет налога на добавленную стоимость не осуществляется.
В соответствии с пп.
1 п. 1 ст. 264 Кодекса начисленные суммы налогов и сборов учитываются при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих
расходов налогоплательщика. При этом данная норма распространяется только на
налоги и сборы, начисленные в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Учитывая изложенное,
налог на добавленную стоимость, предъявленный в отношении услуг, местом
реализации которых территория Российской Федерации не признается, при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих
расходов не учитывается.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В
соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
08.04.2009