Проблемная ситуация: В соответствии с положениями ст.
292 НК РФ при определении налоговой базы банков по налогу на прибыль
учитываются только их расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери
по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по
межбанковским кредитам и депозитам). Помимо ссуд, ссудной и
приравненной к ней задолженности банками осуществляются отчисления в резервы на
возможные потери по прочим балансовым активам, включая требования по получению
процентных доходов по кредитным требованиям, условным обязательствам кредитного
характера, отраженным на внебалансовых счетах,
срочным сделкам и прочим потерям, что отражает факт признания банком
потерь/убытков по данным финансовым инструментам. Исходя из этого,
считаем, что расходы, производимые банками в связи с формированием резервов на
возможные потери по вышеперечисленным финансовым инструментам, должны
учитываться в составе расходов банков при определении ими налоговой базы так же как и расходы на формирование резервов на возможные
потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности. В связи с этим
возможно ли внести соответствующие изменения в ст. 292 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 апреля 2009 г. N 03-03-06/2/80
Минфин России рассмотрел письмо по
вопросу учета расходов в виде резерва на возможные потери по финансовым
инструментам, не относящимся к ссудам, ссудной и приравненной к ней
задолженности, и сообщает следующее.
Главой 25 "Налог на прибыль
организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при
определении налоговой базы по налогу на прибыль банкам предоставлено право
помимо общих расходов, признаваемых для всех организаций, учитывать расходы,
связанные со спецификой банковской деятельности.
К данным расходам, в частности, относятся
отчисления:
- в резервы по сомнительным долгам в виде
задолженности по ссудным процентам;
- в резервы на возможные потери по
ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности.
При определении особенностей формирования
банками резервов законодатель исходил из необходимости признания специфических
расходов, связанных с осуществлением ими банковских операций. Перечень таких
операций установлен ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О
банках и банковской деятельности".
Как следует из Федерального закона
"О банках и банковской деятельности", банки помимо банковских
операций вправе осуществлять иные сделки, в том числе сделки с ценными
бумагами, финансовыми инструментами и т.п., а также заключать договоры по доверительному
управлению имуществом, договоры о финансировании под уступку денежного
требования и проводить ряд других операций.
Положением Банка России от 20.03.2006 N
283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на
возможные потери" банкам в бухгалтерском учете предоставлено право формировать резервы на возможные потери по балансовым
активам, по которым существует риск понесения потерь;
по условным обязательствам кредитного характера, отраженным на внебалансовых счетах; по срочным сделкам,
определяемым в качестве таковых Положением Банка России N 302-П, которые
исполняются сторонами в срок (дата расчетов по которым приходится на срок не
ранее третьего рабочего дня после дня их заключения); по требованиям по
получению процентных доходов по кредитным требованиям и прочим потерям, в
частности, по суммам выявленных недостач, виновниками которых являются
подотчетные лица; по дебиторской задолженности и по основным средствам,
переданным в аренду; по суммам уплаченных авансов и предварительной оплаты; по
операциям доверительного управления (в части активов, переданных в
доверительное управление) и т.п.
При этом
предложение в целях налогообложения прибыли учитывать расходы, связанные с
формированием резервов на указанные потери, не принимает во внимание тот факт,
что в бухгалтерском учете формируются резервы на возможные потери по тем
финансовым инструментам, которые в налоговом учете либо вообще не учитываются
(сумма основного долга по кредитам, авансовые платежи, предварительная оплата,
сделки с основными средствами, переданными в аренду - налоговый учет отражает только арендные платежи и
амортизацию), либо учитываются как самостоятельные операции (доверительное
управление имуществом; операции с ценными бумагами - ст. 300 Кодекса учитывает
расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у
профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую
деятельность; учет дебиторской задолженности; учет доходов и расходов,
связанных с передачей имущества в уставные капиталы других организаций, и
т.д.).
Таким образом, предлагается для целей
налогообложения прибыли учитывать предполагаемые риски понесения
кредитными организациями убытков в будущем в ходе осуществления коммерческой
деятельности, т.е. создавать резервы на возможные потери фактически по всем
остальным финансово-хозяйственным операциям банков, не охваченным
вышеназванными резервами.
Реализация данного предложения приведет к
значительному сокращению поступления в бюджетную систему налога на прибыль.
Следует учесть, что перечисленные выше
операции могут совершать и другие организации, например, страховые,
негосударственные пенсионные фонды, паевые и инвестиционные фонды, а также
обычные инвесторы.
Принятие предложения о формировании
дополнительных резервов создаст необоснованные преимущества для кредитных
организаций, а также будет являться прецедентом для постановки подобных
предложений другими организациями.
Учитывая изложенное, предложение о
внесении изменений в гл. 25 Кодекса в части учета расходов банков в виде
отчислений на возможные потери по финансовым инструментам, не относящимся к
ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, не поддерживается.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
10.04.2009