Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для
освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД
по отдельным видам деятельности, от обязанности применения ККТ при
осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения
работ или оказания услуг.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 апреля 2009 г. N 03-01-15/4-198
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения
контрольно-кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями,
уплачивающими единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности,
и сообщает.
Согласно п. 1 ст. 2
Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный
закон) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в
случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять
контрольно-кассовую технику. При этом
Федеральным законом предусмотрено, что в силу специфики своей деятельности либо
особенностей своего местонахождения индивидуальные предприниматели могут
производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием
платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении
некоторых видов предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 2 Федерального
закона).
Кроме того, Постановлением Правительства
Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).
Положением установлен порядок
осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при
условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности,
приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и
уничтожения таких бланков.
Документы, приравненные к кассовым чекам,
предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в
случае оказания услуг населению, оформляются на бланках строгой отчетности.
Реквизиты, которые должен содержать
соответствующий документ, приведены в п. 3 Положения.
Таким образом, если иное не предусмотрено
п. п. 5 - 6 Положения, организация и индивидуальный предприниматель,
оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный
документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения.
Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти, в том числе Министерством финансов Российской Федерации,
не требуется.
В соответствии со
ст. 4 Федерального закона Правительством Российской Федерации было принято
Постановление от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации
и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и
индивидуальными предпринимателями", которое определяет требования,
предъявляемые к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и
индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и
применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания
услуг на территории Российской Федерации.
Кроме того, ведется работа по дальнейшему
нормативно-правовому обеспечению реализации положений законодательства о
контрольно-кассовой технике. Указанным Постановлением предусмотрено принятие
ряда нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти, в
частности о технических характеристиках и параметрах функционирования
контрольно-кассовой техники.
В силу п. 4 ст. 346.11 и п. 5 ст. 346.26
Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие
специальные налоговые режимы, не освобождаются от обязанности применения
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в
случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Применение
контрольно-кассовой техники имеет многофункциональное значение и направлено на
обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав
потребителя, а также охрану установленного порядка торговли и оказания услуг,
фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой)
дисциплины; применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской
деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных
средств при совершении сделок.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
23.04.2009