Проблемная ситуация: В каком размере
уплачивается государственная пошлина за перерегистрацию права собственности,
возникшего у организации в порядке правопреемства при реорганизации путем
преобразования из ОАО в ООО: в размере 300 руб., как за повторную выдачу
правообладателям свидетельств о государственной регистрации, или в размере 7500
руб., как за выдачу свидетельства на вновь регистрируемый объект собственности?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 апреля 2009 г. N 03-05-05-03/04
В связи с письмом по вопросу уплаты
государственной пошлины за перерегистрацию права собственности, возникшего у
предприятия в порядке правопреемства при реорганизации путем преобразования из
открытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью,
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В п. 1 ст. 14
Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный
закон N 129-ФЗ) установлено, что при государственной регистрации юридического
лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения,
выделения), в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем
заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического
лица, создаваемого путем реорганизации, по формам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об
утверждении форм и Требований к оформлению документов, используемых при
государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве
индивидуальных предпринимателей", а также документ об уплате
государственной пошлины за государственную регистрацию каждого вновь возникшего
юридического лица.
В соответствии с п.
2 ст. 15 Федерального закона N 129-ФЗ, в случае если реорганизация влечет за
собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц,
регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц
запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации
от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь
возникших юридических лиц.
Реорганизация юридического лица в форме
преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации
вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо -
прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 129-ФЗ).
Кроме того, согласно п. 5 ст. 58
Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица
одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой
формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности
реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
На основании п. 1 ст. 17 Федерального
закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ)
передаточный акт является основанием для государственной регистрации наличия,
возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на
недвижимое имущество.
Государственная регистрация прав на
недвижимое имущество и сделок с ним (или государственная регистрация прав) -
юридический акт признания и подтверждения государством возникновения,
ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое
имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 1 ст.
2 Федерального закона N 122-ФЗ).
При этом следует учитывать, что
возникновение права собственности на недвижимое имущество, государственная
регистрация которого удостоверяется свидетельством о государственной
регистрации прав, идентифицируется в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество новым кадастровым номером объекта недвижимого имущества
(п. 3 ст. 12, п. 1 ст. 14 Федерального закона N 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Федерального
закона N 122-ФЗ за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в
соответствии с налоговым законодательством взимается государственная пошлина.
Подпунктом 20 п. 1 ст. 333.33 Налогового
кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за государственную регистрацию
прав на недвижимое имущество организациями уплачивается государственная пошлина
в размере 7500 руб.
Таким образом, в случае преобразования юридического
лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменения
организационно-правовой формы) происходит прекращение одного юридического лица
и возникновение другого, за регистрацию возникших прав которого уплачивается
государственная пошлина согласно пп. 20 п. 1 ст.
333.33 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
24.04.2009