| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: О налогообложении налогом на прибыль доходов швейцарской компании в виде процентов по договору о привлечении денежных средств на условиях неснижаемого остатка, подписанному с российским банком представителем швейцарской компании - физлицом, являющимся налоговым резидентом РФ.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 апреля 2009 г. N 03-08-05/1

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения доходов в виде процентов швейцарской компании по договору, подписанному с российским банком о привлечении денежных средств на условиях неснижаемого остатка представителем швейцарской компании - налоговым резидентом Российской Федерации, и сообщает.

В соответствии со ст. 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса, а также другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные в п. 1 ст. 309 Кодекса, относящиеся к постоянному представительству.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995 (далее - Соглашение) термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

При определении факта образования постоянного представительства на территории Российской Федерации швейцарской компании необходимо учитывать положения п. 5 ст. 5 Соглашения, согласно которым если лицо, иное чем агент с независимым статусом, осуществляет деятельность в одном Договаривающемся Государстве от имени предприятия другого Договаривающегося Государства, то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в первом упомянутом Договаривающемся Государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, если такое лицо имеет и обычно использует в этом Государстве полномочия заключать контракты от имени предприятия.

Таким образом, п. 5 ст. 5 Соглашения содержит общепринятый принцип международного налогообложения, согласно которому предприятие одного государства должно рассматриваться как имеющее постоянное представительство в другом государстве, если при определенных условиях в этом другом государстве действует лицо (зависимый агент), представляющее это предприятие, даже если это предприятие не имеет постоянного места деятельности в этом другом государстве в значении п. п. 1 и 2 ст. 5 Соглашения.

Зависимыми агентами признаются лица, которые в силу сферы их полномочий или характера деятельности вовлекают до определенной степени предприятие одного государства в участие в предпринимательской деятельности на территории другого государства.

Пунктом 5 указанной статьи Соглашения установлено, что только лица, имеющие полномочия на заключение контрактов, могут считаться зависимыми агентами при условии, что такое лицо использует свои полномочия по заключению контрактов многократно, а не в единичных случаях. При этом фраза "полномочия заключать контракты от имени предприятия" не ограничивает применение данного п. 5 к лицу, непосредственно заключающему контракты от имени предприятия. Этот пункт применяется также к лицу, заключающему контракты, которые накладывают обязательства на это предприятие, даже если такие контракты не заключены от имени самого предприятия. Недостаточное участие предприятия в операциях, совершаемых зависимым агентом, является лишь показателем предоставления зависимому агенту широких полномочий.

Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, деятельность швейцарской компании через физическое лицо - налогового резидента Российской Федерации, имеющего достаточно широкие полномочия (открывать и закрывать банковские счета и депозиты и управлять средствами на них, свободно управлять активами швейцарской компании, заключать, изменять и аннулировать контракты в интересах швейцарской компании, регистрировать любые активы, включая недвижимость, на имя компании, выдавать доверенности, открывать, создавать, регистрировать, содержать и контролировать любые филиалы, отделения компании и нести ответственность за их руководство, инвестировать средства компании в деловые предприятия, активы, валюту, представлять интересы компании в суде с правом подписания исков, отказа от исков, изменения иска и мирного урегулирования споров), приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации согласно вышеуказанным критериям. Следовательно, согласно п. 1 ст. 7 Соглашения прибыль данной швейцарской компании подлежит налогообложению в Российской Федерации, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

В силу нормы п. 1 ст. 246 Кодекса иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль организаций.

Таким образом, в случае если деятельность иностранной организации в Российской Федерации квалифицируется как приводящая к образованию постоянного представительства, в объект налогообложения у такого постоянного представительства согласно п. 1 ст. 307 Кодекса включаются среди прочего доходы от источников в Российской Федерации, указанные в п. 1 ст. 309 Кодекса (включая процентный доход от долговых обязательств любого вида), при условии, что такие доходы относятся к постоянному представительству. Причитающийся процентный доход в полной сумме учитывается в налоговой базе постоянного представительства в составе внереализационных доходов и облагается по общей ставке налога в размере 20%.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 310 Кодекса налоговый агент освобождается от обязанности по исчислению и удержанию суммы налога с доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, выплачиваемых иностранным организациям, когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.

При отсутствии такого подтверждения налог удерживается у источника выплаты по ставке 20%, однако впоследствии процентные доходы должны быть учтены постоянным представительством при формировании налоговой базы.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

29.04.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024