| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Лизинговая компания (ООО) является 100%-ной дочерней организацией банка. При этом бенефициарным владельцем банка является иностранная компания. По состоянию на 31.12.2008 доля косвенного участия иностранной компании в уставном капитале лизинговой компании составляет 91%. По состоянию на 31.12.2008 у лизинговой компании имелась перед банком-заимодавцем непогашенная задолженность по долговым обязательствам, которая в связи с переоценкой валютных займов из-за роста курсов валют в последние дни декабря приобрела статус контролируемой и превысила величину собственного капитала компании более чем в 12,5 раза. 26.12.2008 лизинговой компанией были выплачены доходы банку в виде процентов по займу и комиссии по аккредитивам за декабрь 2008 г. При этом непогашенная задолженность по долговым обязательствам по итогам одиннадцати месяцев 2008 г. и на дату выплаты доходов банку-заимодавцу не соответствовала критериям контролируемой. Возникает ли с 31.12.2008 у лизинговой компании обязанность налогового агента по налогу на прибыль, в случае если на момент выплаты процентов по займу и комиссий по аккредитивам 26.12.2008 задолженность не имела статуса контролируемой? Приравнивается ли положительная разница между процентами, начисленными по кредиту, и предельными процентами, исчисленными в соответствии с п. 2 ст. 269 НК РФ, к дивидендам, уплаченным иностранной компании?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 6 мая 2009 г. N 03-03-06/2/92

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке удержания налоговым агентом налога у источника выплаты доходов по контролируемой задолженности и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.

Согласно п. 2 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой согласно законодательству Российской Федерации аффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации (далее - контролируемая задолженность перед иностранной организацией), и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации (далее - собственный капитал) на последний день отчетного (налогового) периода, то при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 ст. 269 Кодекса применяются правила, установленные п. 2 ст. 269 Кодекса.

Налогоплательщик обязан на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

Коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на 3 (для банков и организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, на 12,5).

Пунктом 3 ст. 269 Кодекса установлено, что в состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с п. 2 данной статьи, но не более фактически начисленных процентов.

Согласно п. 4 ст. 269 Кодекса положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными на основании порядка, установленного п. 2 ст. 269 Кодекса, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом на прибыль в соответствии с п. 3 ст. 284 Кодекса.

Налогообложение доходов, полученных иностранной организацией в виде дивидендов, осуществляется на основании ст. ст. 246, 247, 275, 309 и 310 Кодекса.

В ситуации, изложенной в письме, российская организация получает заем от другой российской организации, задолженность по которому признается в соответствии с п. 2 ст. 269 Кодекса контролируемой задолженностью.

Процентный доход, выплачиваемый по договору займа, учитывается российской организацией - заимодателем в составе внереализационных доходов. Организация-заемщик вправе относить на расходы начисленные по займу проценты в порядке, предусмотренном ст. 269 Кодекса. Положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными на основании порядка, установленного п. 2 ст. 269 Кодекса, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам и не учитывается российской организацией - заемщиком в составе расходов. При этом следует учитывать, что налогообложение у источника доходов, выплачиваемых российским организациям в виде процентов по долговым обязательствам, оформленным договором займа с российскими организациями, Кодексом не предусмотрено.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

06.05.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024