| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Организации по договору об открытии кредитной линии банком открыта кредитная линия и предоставлен кредит. Договором предусмотрена единовременная комиссия за ведение и обслуживание ссудного счета, сумма которой не зависит от суммы кредита и составляет 1% от максимального лимита по договору. Также договор устанавливает комиссию, подлежащую уплате организацией в случае досрочного погашения кредита, в размере 1,5% от суммы досрочно погашаемой задолженности. Размер такой комиссии не зависит от фактического времени пользования заемными средствами. Организация собирается погасить полученный кредит досрочно. В каком порядке в целях исчисления налога на прибыль организация вправе включить в расходы фиксированную сумму комиссии за ведение ссудного счета? Как учитывается в расходах сумма комиссии, уплачиваемая в связи с досрочным погашением кредита? На какую дату признаются вышеназванные расходы?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 27 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/776

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке признания для целей налогообложения прибыли расходов, понесенных в связи с получением кредита, и сообщает следующее.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В составе расходов на оплату услуг банков может быть учтена, в частности, сумма комиссии, взимаемой банком за совершение операций по ведению и обслуживанию ссудного счета.

Указанные платежи за ведение и обслуживание ссудного счета признаются экономически обоснованными в целях налогообложения прибыли и учитываются либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 25 п. 1 ст. 264 Кодекса), либо в составе внереализационных расходов (пп. 15 п. 1 ст. 265 Кодекса).

Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 43 Кодекса процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, полученный по долговому обязательству любого вида, независимо от способа его оформления.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 265 Кодекса в состав внереализационных расходов включаются также расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса (для банков особенности определения расходов в виде процентов определяются в соответствии со ст. ст. 269 и 291 Кодекса), а также процентов, уплачиваемых в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 269 Кодекса расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях.

Таким образом, в случае если комиссия за проведение операций по ссудному счету установлена не в фиксированной сумме, а в процентах от суммы полученного кредита, такие расходы организации нормируются в порядке, установленном ст. 269 Кодекса.

С учетом изложенного сумма комиссии за досрочное погашение кредита, предусмотренная в договоре об открытии кредитной линии в фиксированной сумме, не зависящей от фактического времени пользования заемными средствами, при условии ее соответствия критериям, установленным ст. 252 Кодекса, может быть учтена в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 Кодекса как другие обоснованные расходы.

Указанное положение не относится к случаям, если величина премии определяется как компенсация упущенной выгоды кредитора исходя из недополученной суммы процентов (либо с применением повышенной ставки процента) в связи с досрочным погашением кредита, что влечет квалификацию выплачиваемых сумм как выплату процентов.

Согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 Кодекса датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено ст. ст. 261, 262, 266 и 267 Кодекса, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

При условии отнесения расходов в виде комиссии за ведение и обслуживание ссудного счета, за досрочное погашение кредита к внереализационным расходам они признаются для целей налогообложения в порядке, установленном пп. 3 п. 7 ст. 272 Кодекса.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

27.11.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017