| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Текст письма опубликован

"Нормативные акты для бухгалтера", 2010, N 4

"Консультант", 2010, N 8

 

Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для требования нотариусов при удостоверении сделок, направленных на отчуждение доли (части доли) в уставном капитале ООО, от плательщиков госпошлины представлять рыночную оценку доли (части доли) для целей исчисления размера госпошлины за удостоверение данных сделок в связи со вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ, а также об отсутствии оснований для применения Письма Минфина России от 21.07.2009 N 03-05-05-03/11 в указанной ситуации.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21 декабря 2009 г. N 03-05-05-03/22

 

<...> по вопросу исчисления размера государственной пошлины за нотариальное удостоверение сделки по отчуждению доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам в связи с вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 205-ФЗ) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Статьей 7 Федерального закона N 205-ФЗ, в частности, предусмотрено внесение изменения в пп. 5 п. 1 ст. 333.25 части второй Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), предусматривающего, что при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение сделок, направленных на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, а также сделок, устанавливающих обязательство по отчуждению доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже номинальной стоимости доли или части доли.

Таким образом, нотариусы не могут требовать от плательщика государственной пошлины рыночную оценку доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью для нотариального удостоверения данной сделки.

Данная статья Федерального закона N 205-ФЗ вступила в силу с 23.08.2009, то есть по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (п. 3 ст. 15 Федерального закона N 205-ФЗ).

Согласно ст. 93 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) переход доли или части доли участника общества в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу допускается на основании сделки или в порядке правопреемства либо на ином законном основании с учетом особенностей, предусмотренных ГК РФ и Законом об обществах с ограниченной ответственностью. Продажа либо отчуждение иным образом доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью третьим лицам допускается с соблюдением требований, предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью, если это не запрещено уставом общества.

Пунктом 11 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) определено, что сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению.

Согласно ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статьей 333.24 Кодекса установлены размеры государственной пошлины за удостоверение договоров, доверенностей, а также за свидетельствование верности копий документов, соглашений и других нотариальных действий, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена обязательная нотариальная форма удостоверения.

С учетом изложенного за обязательное нотариальное удостоверение такой сделки должна уплачиваться государственная пошлина или нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе, в соответствии со ст. 333.24 Кодекса.

Так, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 333.24 Кодекса за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусмотрена уплата государственной пошлины в размере 0,5 процента суммы договора, но не менее 300 руб. и не более 20 000 руб.

Следовательно, с 23 августа 2009 г. за нотариальное удостоверение сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, должна уплачиваться государственная пошлина или нотариальный тариф согласно пп. 5 п. 1 ст. 333.24 Кодекса.

Вместе с тем сообщается, что в соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313, Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере нотариата.

В связи с этим рассмотрение вопросов, касающихся оплаты нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами, занимающимися частной практикой, входит в компетенцию Министерства юстиции РФ.

Что касается Письма Минфина России от 21.07.2009 N 03-05-05-03/11, то в нем даны разъяснения по применению исчисления размера государственной пошлины за нотариальное удостоверение сделки по отчуждению доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью исходя из действующего законодательства на момент его изложения.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

21.12.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017