| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: О порядке учета в целях исчисления налога на прибыль выплат по листам нетрудоспособности, в том числе о правомерности учета после 01.01.2010 сумм фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, в случае если размер пособия, исчисленного согласно трудовому и (или) коллективному договору, превышает сумму, установленную на 2010 г. Федеральным законом от 25.11.2008 N 216-ФЗ.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 23 декабря 2009 г. N 03-03-05/248

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом о порядке учета в целях налогообложения прибыли выплат по листкам нетрудоспособности сообщает следующее.

1. В соответствии с положениями ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.

Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год устанавливается максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности.

Вместе с тем размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовым договорам и законодательству Российской Федерации, может превышать указанные суммы.

Таким образом, в случае если размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому договору, превышает указанные суммы, налогоплательщик имеет право отнести в соответствии с п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации, если такие доплаты предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Обращаем внимание, что письма Минфина России по данному вопросу, на которые ссылается ФНС России, подготовлены в связи с конкретными обращениями налогоплательщиков и являются ответами на поставленные налогоплательщиками вопросы. Соответственно, в этих письмах Минфина России внимание акцентировано на тех нюансах применения ст. 255 Кодекса, которые не ясны налогоплательщику.

В случаях, когда из обращения налогоплательщика следует, что для него является очевидной возможность учета в целях налогообложения прибыли определенных расходов на оплату труда при условии, что соответствующие выплаты (доплаты) предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, Минфин России полагает возможным не разъяснять налогоплательщику дополнительно данное обстоятельство.

Различия в оформлении и структуре разъяснений Минфина России, направляемых налогоплательщикам по идентичным вопросам, не свидетельствуют об изменении мнения Минфина России о порядке применения соответствующих положений Кодекса в случаях, когда сами эти положения Кодекса не изменялись.

2. Статьей 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 г. п. 15 ст. 255 Кодекса признан утратившим силу.

Вместе с тем в соответствии с п. 25 ст. 255 Кодекса с учетом ст. 270 Кодекса в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли могут быть учтены виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором, которые отдельно не указаны в ст. 255 Кодекса.

Таким образом, по нашему мнению, в случае если размер фактически выплачиваемого работодателем в 2010 г. пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому и (или) коллективному договору, превышает сумму, установленную на 2010 г. Федеральным законом от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", налогоплательщик имеет право в 2010 г. учесть сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в соответствии с положениями п. 25 ст. 255 Кодекса, если такие доплаты предусмотрены трудовым договором и (или) коллективным договором.

Что касается мнения ФНС России об отсутствии оснований учитывать с 1 января 2010 г. указанные доплаты в составе расходов на оплату труда как не связанные с исполнением работником трудовых обязанностей в период заболевания, сообщаем, что ввиду открытости перечня расходов, указанных в ст. 255 Кодекса, а также юридико-технического оформления данного перечня в качестве поименованных "в частности" расходов такое мнение ФНС России Департаментом не поддерживается.

Кроме того, следует учитывать, что согласно ст. 41 Трудового кодекса Российской Федерации в коллективном договоре определяются не только формы, системы и размеры оплаты труда, непосредственно связанные с исполнением работником его трудовой функции, но и другие вопросы, вытекающие из отношений социального партнерства работника и работодателя.

Основываясь на вышеизложенном, полагаем, что ст. 255 Кодекса позволяет учитывать в целях налогообложения прибыли выплаты, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором, которые отдельно не указаны в данной статье Кодекса, за исключением выплат, прямо поименованных в ст. 270 Кодекса.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

23.12.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017