| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: ООО является организацией, управляющей недвижимым имуществом - многоквартирными домами (ОКВЭД 70.32.1), осуществляет единственный вид деятельности и применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

С собственниками помещений в многоквартирных домах - потребителями услуг заключены договоры управления. В соответствии с условиями договора управления управляющая организация (агент) по заданию собственников (принципалов) и за их счет принимает на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в том числе организации и обеспечению содержания и текущего ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; по организации предоставления коммунальных услуг пользователям жилых помещений путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями от имени и за счет средств пользователей; по контролю качества коммунальных услуг, предоставляемых пользователям жилых помещений.

При этом управляющая организация самостоятельно определяет необходимость привлечения исполнителей для выполнения своих обязательств по договору управления.

Цена договора управления является агентским вознаграждением, которое определяется как разница между суммами, начисленными пользователям жилых помещений за управление, содержание и ремонт общего имущества по официально утвержденным тарифам, и произведенными расходами по оплате работ, выполненных привлеченными управляющей компанией в рамках выполнения своих обязательств по договору управления организациями. При отсутствии соответствующего решения собственников плата за управление, содержание и ремонт общего имущества рассчитывается по тарифам, установленным органом местного самоуправления (п. 4 ст. 158 ЖК РФ).

Исходя из анализа положений пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего агенту в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных агентом за принципала, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов агента в соответствии с условиями заключенных договоров.

До октября 2009 г. между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией действовал договор о снабжении тепловой энергией и горячей водой (ресурсоснабжения) жилого фонда. По данному договору управляющая организация осуществляла действия от имени и за счет собственников жилых помещений многоквартирных домов в соответствии с заключенными договорами управления, платежи граждан - пользователей коммунальных услуг поступали на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.

В настоящее время на территории города, где осуществляет деятельность управляющая организация, поставку коммунальных ресурсов в виде тепловой энергии и горячей воды осуществляет ресурсоснабжающая организация, предложившая заключить договор энергоснабжения, согласно которому управляющая организация, являясь абонентом ресурсоснабжающей организации, действует от своего имени и за свой счет. В проекте договора отсутствует ссылка на действие управляющей организации от имени и за счет средств собственников жилых помещений в рамках агентского договора (договора управления многоквартирным домом).

В соответствии с условиями предлагаемого договора управляющая организация приобретает коммунальные ресурсы. Исходя из этих условий, а также п. 2 ст. 162 ЖК РФ, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг по отношению к их потребителям, проживающим в многоквартирных домах, то есть оказывает им услуги по отоплению жилых помещений и горячему водоснабжению и получает плату от потребителей за оказанные услуги. Таким образом, управляющая организация в целях исполнения обязанностей, возложенных на нее действующим законодательством, вынуждена принять на себя полномочия по оказанию коммунальных услуг, не порученные собственниками жилья, но не нарушающие их прав.

При этом в соответствии с п. 15 вышеуказанных Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, а если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем коммунальных ресурсов осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Соответственно, стоимость коммунальной услуги равна стоимости приобретенного ресурса.

Исходя из условий действующих договоров и фактически сложившихся обстоятельств должны ли платежи потребителей за оказанные коммунальные услуги, поступающие на счет управляющей организации, учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 23 декабря 2009 г. N 03-11-06/3/301

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения средств, полученных товариществом собственников жилья от своих членов на оплату коммунальных услуг, на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества.

Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, товарищество собственников жилья, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

Что касается других обязательных платежей, поступающих в ТСЖ, то в соответствии со ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В том случае если ТСЖ применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то платежи на оплату коммунальных услуг (например, плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п.) одновременно с отражением их в доходной части ТСЖ принимает к вычету в составе расходов, так как они перечисляются соответствующим организациям, оказывающим эти услуги (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса).

Подпунктом 9 п. 1 ст. 251 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким образом, в случае если предпринимательская деятельность налогоплательщика - управляющей организации исходя из договорных обязательств является посреднической деятельностью по закупке по поручению собственников помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

23.12.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017