| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В сентябре 2008 г. организация предоставила процентный заем организации-заемщику на срок до 23.04.2009. Погашение задолженности и проценты по займу должны производиться согласно графику с 01.01.2009 по 23.04.2009. Существенным условием выдачи займа являлось гарантийное письмо администрации города, выданное заемщику о гарантированном объеме строительных работ.

10.12.2009 организация подала исковое заявление в арбитражный суд о расторжении договора займа и взыскании долга с организации-заемщика, так как стало известно, что договор между администрацией города и организацией-заемщиком был расторгнут 13.11.2009. Судебный акт вступил в законную силу 28.05.2009, в отношении должника введена процедура банкротства.

1. Нужно ли было в налоговом учете начислять проценты по займу и учитывать их в доходах при исчислении налога на прибыль с 22.09.2008 по 28.05.2009 или до другой даты?

2. Вправе ли организация списать этот долг вместе с процентами как безнадежный в прочие расходы и в какой момент (резерв по сомнительным долгам по указанному заемщику не создавался)?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 22 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/283

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к своей компетенции, сообщает следующее.

В соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.

1. При этом сообщаем, что в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных, в частности, по договорам займа.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что при существенном нарушении договора одной из сторон по требованию другой стороны договор может быть по решению суда изменен или расторгнут.

Как следует из п. 3 ст. 453 ГК РФ, при расторжении договора в судебном порядке обязательства считаются прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора.

Учитывая вышеизложенное, в случае расторжения заимодавцем договора займа в судебном порядке доход в виде процентов указанным налогоплательщиком для целей налогообложения прибыли организаций следует начислять до момента вступления в законную силу решения суда о расторжении данного договора.

2. Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ в целях налогообложения прибыли к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Как следует из п. 3 ст. 266 НК РФ, налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном данной статьей, и суммы отчислений в указанные резервы включаются в состав внереализационных расходов.

В соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы созданного резерва, и только не покрытая резервом сумма долга включается во внереализационные расходы.

Таким образом, в случае если в отношении конкретной задолженности не создавался резерв по сомнительным долгам, по нашему мнению, данная сумма безнадежного долга учитывается непосредственно в составе внереализационных расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Учитывая изложенное, с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица налогоплательщик учитывает во внереализационных расходах долг такого ликвидированного юридического лица, включая проценты, в отношении которого не формировался резерв по сомнительным долгам.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

22.04.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024