| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В государственных образовательных учреждениях студентам предоставляются скидки по договорам оказания образовательных услуг. Скидки предоставляются по результатам вступительных испытаний, за успехи в обучении в соответствии с Положениями о предоставлении скидок студентам соответствующих вузов. Таким образом, скидки предоставляются наиболее перспективным студентам, заинтересованным в приобретении знаний, и направлены на проведение политики по обеспечению доступности получения качественного образования российскими гражданами. Скидки в зависимости от образовательных успехов студентов достигают 80 процентов от цены договора оказания образовательных услуг.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. В соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ в случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Дополнительно в Письме Министерства финансов РФ от 08.02.2007 N 03-02-07/1-51 также указано, что отклонение цен, применяемых по образовательным услугам в отношении определенных категорий учащихся, более чем на 20 процентов в сторону понижения от уровня рыночных цен идентичных (однородных) услуг, оказанных в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях, может являться основанием для доначисления налогов, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие услуги.

Однако согласно п. 3 ст. 40 НК РФ при определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные маркетинговой политикой.

Учитывая, что скидки, предоставляемые студентам в соответствии с принятыми в образовательных учреждениях положениями, не носят индивидуальный характер и предоставляются исключительно по объективным критериям, т.е. носят обычный характер, правомерно ли не применять положения п. 3 ст. 40 НК РФ о доначислении выручки исходя из уровня рыночных цен, так как цена договора на обучение со скидкой является обычной рыночной ценой?

Согласно положениям пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, получаемым налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся: оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями услуг, в том числе обучения в интересах налогоплательщика; выполненные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой.

Отсутствует ли в данном случае у студентов, пользующихся скидками, доход в натуральной форме (в виде оплаты образовательными учреждениями обучения в интересах налогоплательщика или в виде выполнения в его интересах услуг на безвозмездной основе или с частичной оплатой), а следовательно, и объект налогообложения по НДФЛ?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 4 мая 2010 г. N 03-02-07/1-213

 

В Минфине России рассмотрено обращение по вопросам о применении ст. ст. 40 и 211 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случаях применения образовательными учреждениями обычных скидок к плате за обучение по результатам вступительных испытаний, а также по результатам обучения и сообщается следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 40 Кодекса, если данной статьей не предусмотрено иное, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 Кодекса).

При определении рыночных цен принимаются во внимание сделки, указанные в п. 8 ст. 40 Кодекса. При этом учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.

Условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

Кроме того, при определении рыночных цен учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В том числе обычные скидки, вызванные маркетинговой политикой.

Таким образом, обычные скидки, применяемые образовательными учреждениями в сопоставимых условиях к плате за обучение, учитываются при применении ст. 40 Кодекса.

Согласно п. 6 ст. 274 Кодекса для целей определений налоговой базы по налогу на прибыль организаций рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному абз. 2 п. 3, а также п. п. 4 - 11 ст. 40 Кодекса, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них налога на добавленную стоимость, акциза).

Пунктом 1 ст. 210 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 Кодекса.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе обучения в его интересах.

Снижение образовательным учреждением стоимости обучения в зависимости от результатов вступительных испытаний, а также от результатов обучения, произведенное на основании приказа образовательного учреждения, не может рассматриваться в качестве дохода (экономической выгоды), полученного в натуральной форме, если возможность снижения стоимости обучения предусмотрена для студентов, достигших соответствующих результатов вступительных испытаний и (или) результатов обучения, то есть не носит характера индивидуальной льготы.

 

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С.Д.ШАТАЛОВ

04.05.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024