| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: 1. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ с 01.01.2010 организации уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и в ФФОМС и ТФОМС на обязательное медицинское страхование.

В НК РФ нет прямого указания о том, в составе каких расходов для целей налогообложения прибыли должны учитываться страховые взносы во внебюджетные фонды.

Согласно п. 16 ст. 255 НК РФ в состав расходов на оплату труда включаются суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

Таким образом, страховые взносы во внебюджетные фонды не могут быть учтены в составе налогооблагаемой базы в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ.

Суммы ЕСН учитывались организацией при исчислении налога на прибыль в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, однако суммы страховых взносов во внебюджетные фонды не являются ни налогом, ни сбором, поэтому не могут быть учтены в составе расходов в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В составе каких расходов должны учитываться страховые взносы во внебюджетные фонды, уплаченные организацией в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ?

Правомерно ли включать суммы страховых взносов в состав прочих расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, если взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются в составе прочих расходов в соответствии с пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ?

2. В соответствии с п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов.

Что будет являться датой признания таких расходов в налоговом учете: дата фактической уплаты, дата представления в органы контроля за уплатой страховых взносов отчетности (расчетов) или последний день отчетного периода?

3. Согласно ст. 318 НК РФ при разделении расходов отчетного (налогового) периода на прямые и косвенные к прямым расходам, в частности, могут быть отнесены расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда.

Все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, относятся к косвенным расходам.

Учитывая изложенное, права ли организация, считая, что суммы страховых взносов, начисленные на выплаты, не относящиеся к расходам на оплату труда, в том числе на выплаты, производимые в пользу работников, не учитываемые при исчислении налога на прибыль, должны включаться в состав косвенных расходов?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 25 мая 2010 г. N 03-03-06/2/101

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к своей компетенции, сообщает следующее.

1. С 1 января 2010 г. в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" утратила силу гл. 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Одновременно вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы).

Данные страховые взносы следует учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

2. Что касается момента признания указанных расходов в налоговом учете, то согласно пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления.

При определении момента признания в налоговом учете страховых взносов, ввиду того что они являются обязательными платежами, следует применять пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Учитывая изложенное, датой осуществления расходов в виде страховых взносов признается дата их начисления.

3. По вопросу отнесения расходов в виде страховых взносов в состав косвенных расходов сообщаем, что в соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ, если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений ст. 318 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ для целей гл. 25 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

1) прямые;

2) косвенные.

Пункт 1 ст. 318 НК РФ содержит примерный перечень расходов, которые могут быть отнесены к прямым.

Пунктом 1 ст. 318 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

К косвенным же расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Таким образом, налогоплательщик вправе самостоятельно определить перечень прямых расходов, закрепив его в учетной политике. Глава 25 НК РФ не содержит положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов на производство и реализацию, в том числе расходов в виде страховых взносов, к прямым или косвенным расходам.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

25.05.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024