| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Банк заключает с физическими лицами договоры на брокерское обслуживание, в рамках которых осуществляется купля-продажа ценных бумаг. В рамках брокерского договора физические лица могут осуществлять реализацию как ценных бумаг, приобретенных ими в рамках брокерского договора с банком, так и ценных бумаг, купленных физическими лицами самостоятельно или через другого брокера. Для того чтобы иметь возможность продать в рамках брокерского договора с банком ценные бумаги, приобретенные не в рамках брокерского договора с банком, физическое лицо оформляет депозитарный перевод ценных бумаг без перехода права собственности из депозитария другого брокера (эмитента), на свой индивидуальный счет ДЕПО в депозитарии банка.

Как правило, физические лица могут представить полный комплект документов, подтверждающих стоимость ценных бумаг, переведенных в депозитарий банка, а именно: договоры купли-продажи, расчетно-платежные документы, подтверждающие факт оплаты ценных бумаг, отчеты другого брокера об исполненных поручениях на сделки, справки другого брокера, подтверждающие затраты на приобретение переведенных ценных бумаг, и другие документы.

В соответствии с п. 12 ст. 214.1 НК РФ финансовый результат (налоговая база) по операциям с ценными бумагами и операциям с ФИСС определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в п. 10 ст. 214.1 НК РФ.

Согласно п. 10 ст. 214.1 НК РФ расходами по операциям с ценными бумагами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, из чего следует, что расходы налогоплательщика должны быть подтверждены соответствующими документами.

В соответствии с абз. 2 п. 18 ст. 214.1 НК РФ налоговый агент определяет налоговую базу налогоплательщика по всем видам доходов от операций, осуществляемых налоговым агентом в пользу налогоплательщика. То есть, если физическое лицо осуществляет продажу ценных бумаг через брокера и получает доходы от такой продажи, брокер должен определить налоговую базу по такой операции в соответствии с положениями НК РФ.

Согласно абз. 14 п. 18 ст. 214.1 НК РФ вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов предоставляется налогоплательщику при исчислении и уплате налога у налогового агента либо по окончании налогового периода при представлении налоговой декларации в налоговый орган.

В п. 18 ст. 214.1 НК РФ нет прямых указаний на то, что брокер при определении налоговой базы клиентов от операций продажи ценных бумаг, осуществленных через брокера, должен учитывать только те расходы, которые были понесены через данного брокера. НК РФ предусмотрено только то, что расходы должны быть документально подтверждены и фактически понесены.

Имеет ли право банк при определении налоговой базы по НДФЛ в отношении физических лиц по брокерским операциям учитывать расходы на приобретение ценных бумаг, осуществленные физическим лицом самостоятельно или через другого брокера, в случае если физическое лицо и (или) другой брокер представили документы, подтверждающие расходы на приобретение ценных бумаг, переведенных в депозитарий банка для дальнейшей продажи в рамках брокерского договора физического лица с банком?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10 июня 2010 г. N 03-04-06/2-114

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения доходов от операций с ценными бумагами и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок установлены ст. 214.1 Кодекса.

В соответствии со ст. 214.1 Кодекса налоговым агентом признается доверительный управляющий, брокер, лицо, осуществляющее операции по договору поручения, договору комиссии, агентскому договору в пользу налогоплательщика, иное лицо, признаваемое налоговым агентом в соответствии с Кодексом.

Таким образом, в тех случаях, когда организация выступает в качестве одного из вышеуказанных лиц, она является налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.

Вместе с этим абз. 2 п. 18 ст. 214.1 Кодекса установлено, что налоговый агент определяет налоговую базу налогоплательщика по всем видам доходов от операций, осуществляемых налоговым агентом в пользу налогоплательщика.

Из этого следует, что организация-брокер в качестве налогового агента не может учитывать расходы физического лица, произведенные им без участия данной организации.

Такие расходы могут быть учтены физическим лицом самостоятельно при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

10.06.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024