| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Пунктом 9 ст. 258 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика при реализации основных средств (далее - ОС), не дожидаясь истечения пятилетнего периода, восстановить и включить амортизационную премию в доходы отчетного (налогового) периода, в котором произошла реализация.

В НК РФ не уточнен порядок применения вышеуказанной нормы.

У организации возникают различные ситуации на практике, например, следующие.

1. На момент реализации ОС полностью самортизировано и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Остаточная стоимость ОС и в бухгалтерском, и в налоговом учете на момент реализации равна нулю. Доходом от реализации такого ОС будет стоимость его реализации по договору с покупателем. Если налогоплательщик на основании п. 9 ст. 258 НК РФ включит в момент реализации ОС в доход сумму восстановленной амортизационной премии, то это приведет к повторному налогообложению.

2. Остаточная стоимость в бухгалтерском учете на момент реализации ОС меньше амортизационной премии. В этом случае при восстановлении амортизационной премии логично восстанавливать ее только в пределах остаточной стоимости в бухгалтерском учете. Восстановление амортизационной премии в полном объеме в такой ситуации приведет к повторному налогообложению дохода в части, превышающей остаточную стоимость в бухгалтерском учете.

3. Остаточная стоимость в бухгалтерском учете на момент реализации ОС больше амортизационной премии. В этом случае восстановление всей амортизационной премии на момент реализации, как установлено в абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ, обоснованно и не приведет к повторному налогообложению.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль при реализации ОС, согласно разъяснениям Минфина России, остаточная стоимость объекта ОС, на которую в силу пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ уменьшаются доходы от его реализации, не включает амортизационную премию (Письма Минфина России от 26.10.2009 N 03-03-06/1/690, от 21.05.2009 N 03-03-06/1/336, от 26.03.2009 N 03-03-06/1/188).

Поскольку в абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ прямо указывается, что суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль, а также с учетом того, что в соответствии со ст. ст. 247 и 274 НК РФ налоговой базой являются доходы, уменьшенные на величину расходов, по мнению организации, указанные нормы указывают на обязанность восстановления амортизационной премии в составе доходов, а не в составе остаточной стоимости ОС.

Кроме того, в Письме Минфина России от 20.03.2009 N 03-03-06/1/169 сказано, что восстановленная амортизационная премия включается в состав внереализационных доходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором осуществлена реализация. При этом пересчет сумм начисленной амортизации за предыдущие налоговые периоды, а также остаточной стоимости на дату реализации не производится.

Правильно ли понимает организация, что:

1) если на момент реализации ОС полностью самортизировано и в бухгалтерском, и в налоговом учете, то амортизационная премия восстановлению не подлежит;

2) если остаточная стоимость в бухгалтерском учете на момент реализации ОС меньше амортизационной премии, то амортизационная премия восстанавливается только в пределах остаточной стоимости;

3) если организация обязана восстановить амортизационную премию в составе доходов, она также вправе скорректировать и амортизацию за период эксплуатации, и остаточную стоимость основного средства на момент продажи, и в этом случае налоговая база по налогу на прибыль рассчитывается так, будто амортизационная премия не применялась?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 27 июля 2010 г. N 03-03-06/1/490

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке восстановления амортизационной премии.

В соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 Кодекса.

Согласно абз. 4 п. 9 ст. 258 Кодекса в случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых были применены положения абз. 2 п. 9 ст. 258 Кодекса, суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 Кодекса, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу.

Действие абз. 4 п. 9 ст. 258 Кодекса распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию начиная с 1 января 2008 г., в случае их продажи после 1 января 2009 г.

Указанная норма Закона применяется ко всем амортизационным группам.

В связи с этим сообщаем следующее.

1. Если основное средство, к которому ранее применялась амортизационная премия, реализовано до истечения пятилетнего срока с даты его ввода в эксплуатацию и на момент реализации данное основное средство полностью самортизировано, то организация обязана включить в состав внереализационных доходов сумму амортизационной премии, ранее учтенную в расходах.

2. В случае если на момент реализации остаточная стоимость основного средства меньше учтенной ранее в расходах суммы амортизационной премии и реализация осуществляется до истечения пятилетнего срока, предусмотренного абз. 4 п. 9 ст. 258 Кодекса, амортизационная премия должна быть восстановлена в доходах в полном объеме.

3. Что касается порядка расчета остаточной стоимости основного средства, в отношении которого были применены положения абз. 2 п. 9 ст. 258 Кодекса, при реализации этого основного средства до истечения пяти лет с момента ввода в эксплуатацию, сообщаем следующее.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 268 Кодекса при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса.

На основании п. 1 ст. 257 Кодекса остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации.

Таким образом, в случае реализации основного средства, к которому была применена амортизационная премия, ранее чем по истечении пяти лет с момента его ввода в эксплуатацию остаточная стоимость такого основного средства определяется по данным налогового учета на дату реализации в общеустановленном порядке и не подлежит увеличению на сумму ранее учтенной премии.

Сумма восстановленной премии должна быть включена в состав внереализационных доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

27.07.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018