| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: 1. Относятся ли взносы в компенсационный фонд, уплачиваемые членами саморегулируемой организации, осуществляющими строительство (далее - СРО), к расходам, связанным с производством и реализацией, для целей налогообложения налогом на прибыль?

2. Письмом УФНС России по г. Москве от 26.01.2009 N 19-12/005231 разъясняются основные положения НК РФ в части учета расходов по уплате взносов в компенсационный фонд СРО. В частности, в Письме указывается, что существенными условиями признания расходов в целях налогообложения прибыли являются их экономическая обоснованность, а также наличие оправдательных документов, служащих основанием для признания таких расходов. При этом в Письме не разъясняется, какие документы могут относиться к оправдательным для признания расходов по уплате указанных взносов.

Многие члены СРО запрашивают у СРО в качестве оправдательных документов выписку из протокола о приеме в члены СРО, заверенную копию положения о компенсационном фонде, выписку со счета, на котором размещены средства компенсационного фонда, счета-фактуры, подтверждение о выдаче свидетельства о допуске и др.

Какой документ должна выдавать СРО своим членам для признания расходов по уплате взносов в компенсационный фонд в целях налога на прибыль?

3. Относятся ли взносы в компенсационный фонд, полученные СРО от ее членов, к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль?

4. Могут ли члены СРО, применяющие УСН, учитывать сумму уплаченных взносов в компенсационный фонд для целей исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?

5. Должны ли СРО, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывать в качестве доходов взносы в компенсационный фонд, полученные от членов СРО?

6. В соответствии с ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда. Таким образом, доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, так же как и сами средства компенсационного фонда, могут расходоваться только на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ, на размещение средств компенсационного фонда в целях сохранения и увеличения его размера, а также на возврат ошибочно перечисленных средств.

Подлежат ли налогообложению налогом на прибыль доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда? Облагаются ли данные доходы налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН?

7. Как показывает практика, в большинстве случаев СРО уплачивают налог на прибыль с доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда. По какой налоговой ставке СРО должна уплачивать налог на прибыль с доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда?

По какой налоговой ставке СРО, применяющая УСН, должна исчислять налог на прибыль с доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда?

8. В Перечне имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, приведенном в Приложении 3 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения", не поименованы средства компенсационного фонда СРО. Учитывая изложенное, должна ли СРО представлять в налоговый орган лист 07 налоговой декларации по налогу на прибыль?

9. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

Должен ли член СРО письменно информировать налоговые органы о вступлении в СРО и если да, то в какой форме, в какие строки и какие последствия могут наступить при несвоевременном представления информации?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10 августа 2010 г. N 03-03-06/4/75

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по отдельным вопросам применения налогового законодательства саморегулируемой организацией и ее членами, осуществляющими строительство, и сообщает следующее.

1. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", только при условии ее соответствия всем установленным Законом N 315-ФЗ требованиям.

Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что с 1 января 2009 г. в строительстве вводится система саморегулирования, с 1 января 2010 г. отменяющая систему лицензирования работ в строительной деятельности.

При этом саморегулируемые организации законодательно наделены правом на выдачу свидетельств о допусках для осуществления определенных видов работ, проведение которых влияет на безопасность объектов капитального строительства.

Требования к саморегулируемым организациям в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлены гл. 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).

Статьями 55.2 и 55.3 Градостроительного кодекса установлено, что саморегулируемые организации - это организации, созданные в форме некоммерческого партнерства, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации, осуществляющих строительство.

Положениями ст. ст. 55.6 и 55.7 Градостроительного кодекса установлено требование об уплате вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд, а также регулярных членских взносов для лиц, принятых в члены саморегулируемой организации.

Исходя из положений ст. 55.8 Градостроительного кодекса к осуществлению работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту основных средств, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допускаются организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, уплатившие вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд, а также уплачивающие регулярные членские взносы.

Подпунктом 29 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческими организациями, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.

Расходы в виде уплаты вступительных, членских взносов, а также взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации для целей налогообложения прибыли признаются в налоговом учете при применении метода начисления единовременно в соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 272 Кодекса.

2. В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами подразумеваются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подтвердить осуществленные расходы на уплату взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации налогоплательщик - член данной саморегулируемой организации может следующими документами:

- копиями свидетельств о членстве в саморегулируемой организации;

- платежными поручениями на перечисление взносов;

- счетами и другими документами, выданными саморегулируемой организацией.

3. В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К таким целевым поступлениям относятся, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в виде вступительных взносов, осуществленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Учитывая, что гражданское законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия "вступительный взнос в саморегулируемую организацию", по нашему мнению, взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации, являющийся неотъемлемым условием принятия в члены саморегулируемой организации и направляемый на формирование имущества саморегулируемой организации, используемого целевым образом для ведения уставной деятельности в порядке, установленном Законом N 315-ФЗ, может рассматриваться для целей налогообложения прибыли как часть вступительного взноса в саморегулируемую организацию.

Исходя из изложенного, доходы в виде взносов в компенсационный фонд, уплачиваемые членами саморегулируемой организации, по нашему мнению, для целей налогообложения прибыли в составе доходов данной саморегулируемой организации не учитываются, если указанные взносы удовлетворяют указанным выше требованиям.

При этом налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

4. Пунктом 1 ст. 346.16 Кодекса определен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО). Данный перечень расходов является закрытым.

Поскольку вступительные и членские взносы, уплачиваемые саморегулируемой организации с целью получения допуска к проведению строительных работ, отсутствуют в данном перечне, налогоплательщик не вправе включать их в расходы, учитываемые при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО.

5. В соответствии с п. 1.1 ст. 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения организациями, применяющими УСНО, не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса. Таким образом, с учетом вышеприведенных положений ст. 251 Кодекса доходы в виде взносов в компенсационный фонд, уплачиваемые членами саморегулируемой организации, для целей налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в составе доходов данной саморегулируемой организации не учитываются, если данные взносы удовлетворяют указанным выше требованиям.

6. Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в ст. 251 Кодекса.

Целевые поступления на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль некоммерческих организаций, определены в п. 2 ст. 251 Кодекса.

Доходы некоммерческой организации, которые не поименованы в ст. 251 Кодекса, подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Доходы саморегулируемой организации, являющейся в соответствии с Законом N 315-ФЗ некоммерческой организацией, от инвестирования средств компенсационного фонда не отнесены Кодексом к целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В этой связи доходы саморегулируемой организации, полученные от размещения денежных средств на банковских счетах, от инвестирования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в ценные бумаги, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. Указанные доходы учитываются также в целях налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСНО.

При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 2 Кодекса отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В этой связи норма ст. 13 Закона N 315-ФЗ, согласно которой доход, полученный от инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда, не является основанием для освобождения полученного дохода от налогообложения налогом на прибыль организаций, а также налогом, уплачиваемым в связи с применением УСНО.

7. Ставки налога на прибыль организаций применительно к конкретному виду дохода установлены ст. 284 Кодекса.

В соответствии с положениями ст. 346.20 Кодекса для организаций, применяющих УСНО с объектом налогообложения "доходы", ставка налога установлена в размере 6 процентов. В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

При этом информируем, что согласно п. 2 ст. 346.11 Кодекса применение УСНО организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, применяющие УСНО, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.

8. Порядок заполнения листа 07 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее - Отчет) установлен Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н и предусматривает, что Отчет составляют налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 251 Кодекса. В Отчет не включаются средства в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, средства в виде субсидий автономным учреждениям.

С учетом изложенного в п. 3 настоящего письма полагаем, что саморегулируемая организация отражает в Отчете полученные взносы в компенсационный фонд в качестве целевых поступлений в виде вступительного взноса с кодом вида поступлений 120 (Приложение N 3 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н).

9. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 23 Кодекса налогоплательщики-организации помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 указанной статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона N 315-ФЗ под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность.

Учитывая изложенное, организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, в том числе и об участии в саморегулируемой организации.

Форма сообщения об участии в российских и иностранных организациях утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации".

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в соответствии со ст. 126 Кодекса.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

10.08.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024