| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Банк проводил в 2007 - 2009 гг. операции купли-продажи иностранной валюты, по условиям которых дата заключения сделок не совпадает с датой их исполнения, а способ исполнения предполагает поставку базисного актива. Согласно ст. 301 НК РФ и в соответствии с учетной политикой банка для целей налогообложения такие сделки квалифицируются как сделки с отсрочкой исполнения.

Учитывая, что положениями НК РФ не определены понятия требований и обязательств по сделкам, банк руководствовался нормами ст. 307 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает, что "обязательства возникают из договора". Следовательно, по факту заключения сделки купли-продажи иностранной валюты одного вида за иностранную валюту другого вида, по которой дата заключения сделки не совпадает с датой ее исполнения, у банка возникают требования (обязательства) на поставку предмета сделки (иностранной валюты) и обязательства (требования) по его оплате, выраженные в соответствующих валютах в размере, определенном условиями сделки.

Принимая во внимание изложенные аргументы, на основании п. 11 ст. 250, пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ в редакции, действовавшей в 2007 - 2009 гг., банк учитывал в составе доходов (расходов) для целей налога на прибыль положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие от переоценки указанных требований (обязательств) в иностранной валюте, по официальному курсу, установленному Банком России с даты заключения сделок. При этом согласно п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитывались в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода (расхода), а именно на дату прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло ранее.

Правомерна ли позиция банка?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 30 августа 2010 г. N 03-03-06/2/156

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел вопрос о порядке налогового учета курсовых разниц по сделкам с отсрочкой исполнения в период до 1 января 2010 г., поставленный в письме, и сообщает следующее.

В соответствии с п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внереализационными доходами (расходами) налогоплательщика признаются доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки, в частности, требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Согласно п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 Кодекса доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего дохода (расхода). Обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.

При заключении сделки купли-продажи иностранной валюты за иностранную валюту другого вида с отсрочкой исполнения платежей (поставки валют) у организации возникают обязательства и требования в соответствующих валютах (если условиями договора не установлено иное).

Указанные обязательства и требования по сделкам, квалифицированным как сделки с отсрочкой исполнения, в период до 1 января 2010 г., т.е. до вступления в силу новой редакции ст. 326 Кодекса, введенной Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подлежали переоценке в соответствии с вышеуказанным порядком.

В случае если по условиям заключенной в первом отчетном периоде сделки купли-продажи иностранной валюты за иностранную валюту другого вида с отсрочкой исполнения платежей (поставки валют) исполнение требования (обязательства) по этой сделке происходит в последующем отчетном периоде, то организации необходимо на последнее число первого отчетного периода определить налоговую базу по переоценке неисполненного требования (обязательства). При этом доходы (расходы), учтенные организацией по неисполненному требованию (обязательству) по сделке с отсрочкой исполнения в первом отчетном периоде, следует учитывать при определении налоговой базы на дату исполнения требования (обязательства) по этой сделке в том отчетном периоде, в котором происходит исполнение требования (обязательства).

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

30.08.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024