| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: 1. Социальный налоговый вычет предоставляется работодателем при условии документального подтверждения расходов. При этом перечень таких документов НК РФ не установил.

В Письмах Минфина России от 02.10.2008 N 03-04-07-01/182 и ФНС России от 26.11.2008 N 3-5-04/728@, от 05.05.2008 N ШС-6-3/331@ приведен перечень документов, необходимых для предоставления социального налогового вычета в налоговом органе по окончании налогового периода. Достаточно ли для предоставления социального налогового вычета по НДФЛ работодателем до окончания налогового периода следующих документов:

- письменного заявления работника (налогоплательщика);

- договоров негосударственного пенсионного обеспечения или добровольного пенсионного страхования, заключенных налогоплательщиком;

- копии лицензии негосударственного пенсионного фонда, заверенной подписью руководителя и печатью (кроме случаев, когда реквизиты лицензии содержатся в договоре);

- копий документов, подтверждающих родство с физическими лицами, в пользу которых налогоплательщик уплачивает пенсионный взнос (свидетельства о браке, о рождении, о смерти, справки об инвалидности, документа об усыновлении, распоряжения о назначении опеки (попечительства))?

2. В соответствии с п. 2 ст. 219 НК РФ в случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде расходов на обучение, медицинское лечение, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования и по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета.

Учитывая изложенное и то, что форма заявления о получении социального налогового вычета законодательством РФ не установлена, должен ли работник в заявлении о получении социального налогового вычета по НДФЛ указывать размер вычета, который он хотел бы получить?

3. Можно ли предоставить социальный налоговый вычет с начала налогового периода (например, с 01.01.2009), если работник обратился за предоставлением данного вычета не с начала налогового периода (например, с 03.08.2009)? Необходимо ли в данной ситуации согласно письменному заявлению налогоплательщика возвращать НДФЛ, удержанный с 01.01.2009, после подтверждения переплаты налоговым органом?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 сентября 2010 г. N 03-04-06/6-216

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 219 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных им в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу иных лиц, перечисленных в данном подпункте, и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу иных установленных лиц, - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 Кодекса.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию.

Федеральным законом от 19.07.2009 N 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19.07.2009 N 202-ФЗ) в п. 2 ст. 219 Кодекса внесены изменения, предусматривающие предоставление указанного социального налогового вычета налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю - налоговому агенту при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 219 Кодекса и при условии, что взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольному пенсионному страхованию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды работодателем.

1. В случае если организация самостоятельно осуществляет перечисление страховых взносов в соответствующие фонды за своих сотрудников, для предоставления сотрудникам социального налогового вычета в организации должны иметься заявление налогоплательщика, договор, заключенный налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом или со страховой организацией; копии документов, подтверждающих родство с физическими лицами, в пользу которых налогоплательщик уплачивает пенсионные (страховые) взносы; платежные поручения с приложением реестров с указанием сведений о конкретных сотрудниках и перечисленных от их имени взносах в соответствующие фонды.

2. В соответствии с п. 2 ст. 219 Кодекса в случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде нескольких видов расходов, которые он вправе учесть при определении размера социального налогового вычета, налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в данном пункте.

Учитывая изложенное, при обращении налогоплательщика к налоговому агенту за получением вычета в сумме взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения и (или) по договору добровольного пенсионного страхования налогоплательщик должен указать выбранный им размер вычета.

3. Пунктами 2 и 6 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ предусмотрено вступление в силу указанных изменений с 1 января 2010 г. и распространение положений п. 2 ст. 219 Кодекса в редакции данного Закона на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Учитывая, что налоговый период 2009 г. окончен, налогоплательщики вправе реализовать свое право на получение социального налогового вычета, предусмотренного пп. 4 п. 1 ст. 219 Кодекса, за 2009 г. путем подачи соответствующей налоговой декларации в налоговый орган по месту жительства.

Указанный социальный налоговый вычет может предоставляться налогоплательщику до окончания налогового периода при обращении к работодателю начиная с 1 января 2010 г.

При этом в случае обращения к работодателю за предоставлением указанного социального налогового вычета не с первого месяца налогового периода 2010 г. вычет предоставляется начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением, представив все необходимые документы.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

15.09.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018