| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: 1. В 2008 г. работнику банка был предоставлен целевой кредит на покупку квартиры, который он полностью использовал по назначению и получил имущественный налоговый вычет, подав по итогам 2008 г. декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговую инспекцию. Так как в 2008 г. банк как налоговый агент не располагал документами, подтверждающими право работника на имущественный вычет, исчисление НДФЛ с материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование таким кредитом, производилось по налоговой ставке 35%.

В апреле 2010 г. работником представлены: заявление с просьбой произвести перерасчет и возвратить исчисленный в 2008 г. НДФЛ по ставке 35% с материальной выгоды и справка налогового органа по форме, рекомендованной ФНС России Письмом от 27.07.2009 N ШС-22-3/594@ "О форме справки", которой подтверждено его право на освобождение в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ от налогообложения НДФЛ дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование кредитом, израсходованным на приобретение квартиры, в связи с предоставлением в 2008 г. имущественного налогового вычета.

Учитывая, что не истек срок 3 года с момента уплаты НДФЛ для проведения перерасчета, вправе ли банк произвести перерасчет исчисленного в 2008 г. НДФЛ по налоговой ставке 35%? Если такой перерасчет произвести невозможно, то каким образом работник может получить возврат излишне уплаченного в 2008 г. НДФЛ по налоговой ставке 35%?

2. Пунктом 3 ст. 210 НК РФ установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, определенных ст. ст. 218 - 221 НК РФ. Исчисление сумм НДФЛ с такой базы производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога (п. 3 ст. 226 НК РФ).

При представлении работником в течение налогового периода уведомления о праве на получение имущественного налогового вычета по НДФЛ налоговый агент с учетом требований ст. ст. 210 и 226 НК РФ обязан предоставить налогоплательщику полагающийся имущественный налоговый вычет, в результате сумма НДФЛ, исчисленная с начала налогового периода с дохода конкретного работника, является излишне удержанной и уплаченной в бюджет (переплатой).

Минфин России в Письме от 12.04.2010 N 03-04-06/9-72 разъяснил, что суммы НДФЛ, удержанные налоговым агентом в установленном порядке до получения им обращения налогоплательщиков о предоставлении имущественного налогового вычета и соответствующего подтверждения налогового органа, не являются "излишне удержанными" и, соответственно, под действие ст. 231 НК РФ не подпадают. В то же время в указанном Письме не указан порядок возврата налога, удержанного налоговым агентом - работодателем до момента (месяца) представления работником подтверждения о его праве на имущественный налоговый вычет.

При этом Минфин России указал, что возврат налогоплательщику сумм излишне удержанного налога за счет уменьшения подлежащих перечислению сумм налога с доходов, полученных от данного налогового агента иными физическими лицами, НК РФ не предусмотрен.

Как в данном случае налоговый агент обязан исполнить поданное в соответствии со ст. 231 НК РФ заявление работника о возврате излишне исчисленного и удержанного налога, если, как правило, налогоплательщики будут пользоваться полагающимся им имущественным налоговым вычетом еще в течение двух и более лет?

Каким образом налогоплательщик может получить излишне удержанный налоговым агентом в текущем налоговом периоде НДФЛ до момента (месяца) представления уведомления налогового органа о его праве на имущественный налоговый вычет, если свое право на такой вычет он реализовал через налогового агента?

Что следует понимать под понятием "излишне удержанный налог" в смысле ст. 231 НК РФ, в каких случаях налоговый агент имеет право возвратить излишне удержанный налог и за счет каких средств, если у налогоплательщика, подавшего заявление о возврате НДФЛ, дохода, подлежащего налогообложению, в дальнейшем не возникает, а сумма удержанного со всех работников налога учитывается налоговым агентом на соответствующих счетах общей суммой и перечисляется в бюджет одним платежным поручением?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 5 октября 2010 г. N 03-04-06/6-237

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу возврата сумм удержанного налога на доходы физических лиц в связи с предоставлением имущественного налогового вычета и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

1. В соответствии с п. 1 ст. 231 Кодекса излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.

При этом ст. 231 Кодекса особый порядок зачета или возврата налоговым агентом сумм излишне удержанного налога не установлен.

Согласно п. 2 ст. 78 Кодекса зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено Кодексом.

То есть возврат налогоплательщику суммы налога с доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, израсходованными на приобретение жилья, удержанного и уплаченного в 2008 г. налоговым агентом до предоставления сотрудником подтверждения его права на освобождение от налогообложения указанной материальной выгоды, может быть осуществлен в соответствии с положениями ст. 78 Кодекса при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган за налоговый период 2008 г.

2. Согласно п. 4 ст. 220 Кодекса, внесенному Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования", в случае, если после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, налоговый агент неправомерно удержал налог без учета данного имущественного налогового вычета, сумма излишне удержанного после получения заявления налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном ст. 231 Кодекса.

Таким образом, при предоставлении налоговым агентом имущественного налогового вычета излишне удержанным является налог, неправомерно удержанный после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественного налогового вычета.

Данная позиция была изложена в Письме Минфина России от 12.04.2010 N 03-04-06/9-72, в котором указывается, что суммы налога, удержанные налоговым агентом в установленном порядке до получения им обращения налогоплательщика о предоставлении имущественного налогового вычета и соответствующего подтверждения налогового органа, не являются "излишне удержанными" и, соответственно, под действие ст. 231 Кодекса не подпадают.

В случае обращения к работодателю за предоставлением имущественного налогового вычета не с первого месяца налогового периода вычет предоставляется начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением.

Если по итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, оказалась меньше суммы имущественного налогового вычета, определенной в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, налогоплательщик имеет право на получение оставшейся части имущественного налогового вычета при подаче налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

05.10.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024