| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Согласно п. 5 ст. 280 НК РФ по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), интервал цен для целей сравнения с фактической ценой сделки определяется на дату совершения соответствующей сделки. И только при отсутствии информации об интервале цен на дату совершения сделки рассматривается информация о торгах, состоявшихся до указанной даты, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних трех месяцев.

В то же время в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 280 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ для признания ценных бумаг обращающимися на ОРЦБ необходимо, чтобы по ним в течение последних трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, рассчитывалась рыночная котировка. При этом пп. 3 п. 3 ст. 280 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2010, допускалось наличие рыночной котировки на любую дату ("если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством").

На практике возникают ситуации, когда непосредственно в день первых (после допуска к обращению на ОРЦБ) торгов налогоплательщиком совершаются сделки купли-продажи ценных бумаг. По итогам торгов имеется информация о рыночной котировке и интервале цен на дату совершения сделки, однако за период, предшествующий дате совершения сделки, информации о торгах нет (ценные бумаги не были допущены к обращению).

Банк считает, что новая формулировка пп. 3 п. 3 ст. 280 НК РФ не предполагает ограничение на возможность учета информации о торгах на дату совершения сделки, равно как и наличие у организатора торговли рыночных котировок на каждую дату в течение трех предшествующих месяцев, а лишь устанавливает предельный срок (период поиска) информации о рыночных котировках (три месяца). То есть только при отсутствии торгов на дату совершения сделки для признания ценных бумаг обращающимися на ОРЦБ должна быть информация хотя бы об одной рыночной котировке за последние три месяца, предшествующие дате совершения сделки.

Данная позиция согласуется с целью внесения указанных изменений, изначально определенной в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. В соответствии с указанным документом (одобрен Правительством Российской Федерации 25.05.2009), учитывая нестабильность на финансовых рынках, было предложено сократить срок, в течение которого цена на ценную бумагу, сложившаяся на торгах в прошлом, считается рыночной, с 12 месяцев до 90 дней. Иных целей (таких как изменение порядка признания ценных бумаг обращающимися на ОРЦБ) не заявлялось. Изменения, внесенные в пп. 3 п. 3 ст. 280 НК РФ Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ, лишь параллельно ликвидировали существовавшую неопределенность, так как раньше не был установлен порядок квалификации ценных бумаг для случая, когда в течение 12 месяцев отсутствует информация о рыночных котировках.

Банк считает, что в целях исчисления налога на прибыль для признания ценных бумаг обращающимися на ОРЦБ:

- возможно учесть информацию о рыночных котировках на дату совершения сделки и, следовательно, признать обращающимися на ОРЦБ ценные бумаги, по которым в дату совершения сделки торги проводились впервые (информация о рыночной котировке имеется только на дату совершения сделки);

- в случае, если торги на дату совершения сделки отсутствуют, для соблюдения требований пп. 3 п. 3 ст. 280 НК РФ достаточно информации о рыночной котировке, если она рассчитывалась организатором торговли хотя бы один раз в течение последних трех месяцев до даты совершения сделки.

Правомерна ли позиция банка?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 11 октября 2010 г. N 03-03-06/2/177

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке признания ценных бумаг обращающимися на организованном рынке для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для целей налогообложения прибыли организаций ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:

1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;

2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;

3) если по ним в течение последних трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, рассчитывалась рыночная котировка, если это предусмотрено применимым законодательством.

При применении критерия, установленного пп. 3 п. 3 ст. 280 НК РФ, необходимо учитывать следующее.

Пунктом 4 ст. 280 НК РФ под рыночной котировкой ценной бумаги в целях гл. 25 НК РФ понимается средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовую биржу, - для ценных бумаг, допущенных к торгам такого организатора торговли на рынке ценных бумаг, такой фондовой биржи, или цена закрытия по ценной бумаге, рассчитываемая иностранной фондовой биржей по сделкам, совершенным в течение торгового дня через такую биржу, - для ценных бумаг, допущенных к торгам такой фондовой биржи.

Таким образом, п. 4 ст. 280 НК РФ предусмотрено, что после допуска ценной бумаги к обращению на организованном рынке рыночная котировка может быть рассчитана только по результатам первого дня торгов такими ценными бумагами через организатора торговли на рынке ценных бумаг.

Пунктом 5 ст. 280 НК РФ предусмотрено, что рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки.

При этом указанным пунктом ст. 280 НК РФ также предусмотрено, что при отсутствии информации об интервале цен у организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки налогоплательщик принимает интервал цен при реализации этих ценных бумаг по данным организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних трех месяцев.

Учитывая изложенное, при совершении операций с ценными бумагами в первый день торгов после допуска указанных ценных бумаг к обращению на организованном рынке указанные ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг с учетом требований п. 3 ст. 280 НК РФ.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

11.10.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017