| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Банк по договорам брокерского обслуживания совершает операции купли-продажи ценных бумаг в интересах физических лиц.

Часто физические лица переводят в банк ценные бумаги из депозитариев других организаций, и на момент продажи у банка не всегда имеются документы, подтверждающие расходы по приобретению данных бумаг. В таких случаях банк исчисляет НДФЛ с полной суммы выплачиваемого дохода и перечисляет его в бюджет.

Через некоторое время (в течение налогового периода) физические лица представляют в банк документы, подтверждающие расходы на приобретение ценных бумаг, и заявление о возврате излишне удержанного НДФЛ.

Считается ли сумма НДФЛ, удержанная банком в установленном порядке в момент продажи ценных бумаг, излишне удержанной согласно ст. 231 НК РФ? Вправе ли банк вернуть сумму НДФЛ физическому лицу за счет сумм НДФЛ, подлежащих уплате с доходов как данного, так и иных налогоплательщиков?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 26 мая 2011 г. N 03-04-06/4-124

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения доходов физических лиц, полученных от операций с ценными бумагами, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Абзацем 3 п. 18 ст. 214.1 Кодекса установлено, что при определении налоговым агентом налоговой базы по операциям с ценными бумагами налоговый агент на основании заявления налогоплательщика может учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента, в том числе до заключения договора с налоговым агентом, при наличии которого последний осуществляет определение налоговой базы налогоплательщика.

В качестве документального подтверждения соответствующих расходов физическим лицом должны быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых данное физическое лицо - налогоплательщик произвело соответствующие расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода права собственности налогоплательщика на соответствующие ценные бумаги, факт и сумму оплаты соответствующих расходов. В случаях представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан хранить копии таких документов.

При выплате налоговым агентом денежных средств (дохода в натуральной форме) до истечения налогового периода налог исчисляется с налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 214.1 Кодекса.

Налоговые агенты исчисляют, удерживают и перечисляют удержанный у налогоплательщика налог не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, с даты истечения срока действия последнего договора, заключенного налогоплательщиком с налоговым агентом, при наличии которого последний осуществляет исчисление суммы налога, или с даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг).

Выплатой дохода в натуральной форме в целях п. 18 ст. 214.1 Кодекса признается передача налоговым агентом налогоплательщику ценных бумаг со счета депо (лицевого счета) налогового агента или счета депо (лицевого счета) налогоплательщика, по которым налоговый агент наделен правом распоряжения.

Исчисление суммы налога, подлежащей удержанию, производится исходя из финансового результата, рассчитанного нарастающим итогом. Если финансовый результат, исчисленный нарастающим итогом, превышает сумму дохода в натуральной форме, налог исчисляется с суммы текущей выплаты.

В соответствии с п. 12 ст. 214.1 Кодекса финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в п. 10 данной статьи.

Согласно абз. 11 п. 18 ст. 214.1 Кодекса при выплате дохода в натуральной форме сумма выплаты определяется в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение передаваемых налогоплательщику ценных бумаг.

Таким образом, при переводе налогоплательщиком ценных бумаг из депозитария одного налогового агента в депозитарий другого налогового агента первый налоговый агент должен рассчитать налоговую базу и исчислить сумму налога с учетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение указанных ценных бумаг.

Повторный учет расходов на приобретение ценных бумаг, переданных из депозитария одного налогового агента в депозитарий другого налогового агента, у последнего налогового агента не допускается.

В случае если расходы по приобретению ценных бумаг ранее не учитывались при определении налоговой базы, они могут быть учтены налоговым агентом при наличии соответствующего заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих фактически произведенные расходы.

При этом, если налогоплательщиком не были своевременно представлены вышеуказанные документы, суммы налога, исчисленные налоговым агентом без их учета, не являются излишне удержанными и, соответственно, положения ст. 231 Кодекса в таких случаях не применяются.

Вместе с тем в соответствии с абз. 13 п. 18 ст. 214.1 Кодекса финансовый результат рассчитывается нарастающим итогом.

При выплате налогоплательщику налоговым агентом денежных средств (дохода в натуральной форме) более одного раза в течение налогового периода исчисление суммы налога также производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога.

Таким образом, при неоднократной выплате дохода расходы по приобретению ценных бумаг, не учтенные ранее при определении налоговой базы вследствие непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих их фактическое осуществление, могут быть учтены при последующих выплатах дохода налоговым агентом, в том числе при выплате налоговым агентом дохода в натуральной форме.

Если выплат дохода после представления налогоплательщиком налоговому агенту документов, подтверждающих фактически произведенные расходы, до окончания налогового периода не производится, налогоплательщик вправе учесть эти расходы при подаче налоговой декларации в налоговый орган.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

26.05.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024