| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: В соответствии с договором займа размер процентной ставки за пользование займом определяется ставкой рефинансирования Банка России на день исполнения заемщиком денежного обязательства по погашению займа или его соответствующей части.

В соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ под ставкой рефинансирования Банка России понимается:

в отношении долговых обязательств, не содержащих условия об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Банка России, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования Банка России, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Согласно п. 8 ст. 272 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.

Каким образом определять расходы для целей налога на прибыль в течение срока действия договора в случае, если договор займа заключен на период, охватывающий несколько налоговых периодов, а размер процентов за пользование займом можно определить только в момент оплаты одновременно суммы долга и процентов?

Означает ли это, что в течение срока действия договора организация вправе применять ставку рефинансирования Банка России (в соответствии со ст. 269 НК РФ), а при наступлении срока оплаты долга и процентов нужно представить уточненные декларации по налогу на прибыль исходя из ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату оплаты долга и процентов?

В случае если в течение действия договора были начислены проценты по ставке рефинансирования Банка России, например, 100 000 руб., фактически при погашении долга и процентов по займу (в связи с изменением ставки рефинансирования Банка России на дату оплаты) оплачено 70 000 руб., в каком периоде признавать разницу 30 000 руб. между начисленными и уплаченными процентами в составе доходов (расходов) организации: в том периоде, когда указанная разница образовалась, или необходимо подать уточненные декларации по налогу на прибыль за каждый налоговый (отчетный) период?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 6 июля 2011 г. N 03-03-06/1/406

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета процентов по договору займа в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 НК РФ.

В случае применения метода начисления в соответствии с нормами п. 8 ст. 272 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.

При этом в случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).

Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам установлены в ст. 269 НК РФ.

В целях ст. 269 НК РФ под ставкой рефинансирования Банка России понимается (абз. 5 п. 1 ст. 269 НК РФ):

- в отношении долговых обязательств, не содержащих условия об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Банка России, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

- в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования Банка России, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Учитывая изложенное, в течение срока действия договора займа организация начисляет и включает в состав расходов проценты по займу ежемесячно, на конец соответствующего отчетного периода и применяет ставку рефинансирования Банка России в порядке, установленном ст. 269 НК РФ.

В момент оплаты суммы долга и процентов в конце срока действия договора займа, когда размер процентов становится известен, в случае несовпадения размера начисленных и подлежащих учету процентов по займу налогоплательщику необходимо сделать пересчет исходя из действующей на дату признания расходов в виде процентов ставки рефинансирования Банка России.

Расходы (доходы) в виде доначисления (уменьшения) процентов по договору займа возникают в связи с установленным законодательством Российской Федерации порядком отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам. Возникновение таких доходов (расходов) не является ошибкой (искажением) в исчислении налоговой базы. В связи с этим, по нашему мнению, доначисления (уменьшения) процентов по договору займа в целях налогообложения прибыли отражаются в составе доходов (расходов) того отчетного (налогового) периода, в котором они произведены.

Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

06.07.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024