| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Потребительско-рыболовные охотничьи общества (далее - ПРО), являющиеся некоммерческими организациями, созданными в форме потребительских обществ потребительской кооперации, в 2005 - 2006 гг. по договору оказания благотворительной помощи получали денежные средства от других организаций в форме целевых поступлений, направленных на осуществление природоохранных мероприятий в соответствии с уставной деятельностью ПРО.

При этом в заявках указывалось, что денежные средства выделяются: на развитие технической базы, для проведения биотехнических мероприятий по объезду охотничьих угодий, обеспечению гнездования птиц и иных видов деятельности, которые соответствуют уставу ПРО и направлены на осуществление природоохранных мероприятий.

В свою очередь, часть из этих средств выделялась на покупку транспортных средств, с помощью которых осуществлялись природоохранные мероприятия и велась уставная деятельность ПРО.

В настоящее время ПРО не осуществляют природоохранные мероприятия и с согласия благотворителей передают в безвозмездное пользование или осуществляют дарение техники, приобретенной за счет целевых поступлений, полученных по договорам благотворительности, третьему лицу - некоммерческой организации (в договоре оказания благотворительной помощи в качестве одной из целей использования денежных средств предусмотрена возможность передачи приобретенной на целевые поступления техники третьему лицу для использования на те же благотворительные цели).

Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций полученные ПРО пожертвования?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 5 августа 2011 г. N 03-03-06/4/89

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 N 45н обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются. За ответом на поставленный вопрос следует обращаться в аудиторские организации.

Одновременно сообщаем, что при рассмотрении вопроса о порядке учета для целей налогообложения прибыли организаций пожертвований, полученных потребительским обществом, необходимо учитывать следующее.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определен в ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в п. 2 ст. 251 НК РФ. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Таким образом, для целей обложения налогом на прибыль не учитываются целевые поступления при наличии следующих условий: целевые поступления получены на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступили от других организаций и (или) физических лиц безвозмездно и использованы по назначению, при этом получатели целевых поступлений ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных в рамках целевых поступлений.

В пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что к целевым поступлениям относятся "пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации" (далее - ГК РФ).

Статьей 582 ГК РФ установлено, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено использованием жертвователем этого имущества по определенному назначению. При этом назначение использования имущества, обусловленное жертвователем, должно отвечать критерию направленности на достижение общеполезной цели, необходимому для признания имущества пожертвованием в смысле, придаваемом ГК РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ благотворительная деятельность осуществляется в том числе в целях охраны окружающей природной среды и защиты животных.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ) охрана животного мира - деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение использования и воспроизводства объектов животного мира.

Положениями ст. 40 Закона N 52-ФЗ установлено, что пользователи животного мира обязаны проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира.

Согласно Закону Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации в Российской Федерации" потребительское общество - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Таким образом, юридический статус потребительского общества предполагает возможность получения средств и их использование как в предпринимательской деятельности, так и в интересах самих членов, а не только в целях охраны окружающей природной среды.

Таким образом, если полученные потребительским обществом пожертвования были использованы в целях охраны окружающей природной среды, а не для удовлетворения потребностей его членов (в том числе для осуществления собственной хозяйственной деятельности), указанные пожертвования при соблюдении условий, перечисленных в п. 2 ст. 251 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Одновременно обращаем внимание, что в случае, если передача в безвозмездное пользование или дарение имущества, приобретенного за счет средств пожертвования, не соответствовала назначению целевого поступления, доход в виде стоимости полученного имущества включается в налоговую базу по налогу на прибыль на основании п. 14 ст. 250 НК РФ.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

05.08.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018