| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Физическим лицом были несвоевременно представлены в налоговую инспекцию декларации по НДФЛ по доходам за 2008 - 2009 гг. от продажи имущества, находившегося в собственности менее трех лет. Декларации по НДФЛ представлены в октябре 2010 г. Сумма налога к уплате отсутствует. Налоговый орган привлекает физическое лицо к налоговой ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ в размере 1000 руб. за каждую декларацию. Правомерны ли действия налогового органа и какова сумма штрафа?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 8 августа 2011 г. N 03-02-08/87

 

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу применения ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации и сообщается следующее.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 и п. п. 1 и 3 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждый налогоплательщик обязан представлять в установленном порядке налоговую декларацию по каждому налогу в налоговый орган по месту учета, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. В силу п. 1 ст. 80 Кодекса обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.

На основании п. 1 ст. 229 Кодекса налогоплательщики, указанные в ст. 228 Кодекса, в том числе физические лица, получившие денежные средства от продажи имущества, принадлежавшего им на праве собственности, обязаны представлять налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст. 227.1 Кодекса.

В соответствии со ст. 119 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ - далее Федеральный закон N 229-ФЗ) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. Данная норма вступила в силу с 02.09.2010.

Согласно ст. 119 Кодекса (в редакции до вступления в силу Федерального закона N 229-ФЗ) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 данной статьи, влекло взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влекло взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Согласно п. 2 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Пунктом 13 ст. 10 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что в случаях, если часть первая Кодекса (в ред. Федерального закона N 229-ФЗ) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, чем было установлено до дня вступления в силу Федерального закона N 229-ФЗ, то за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу Федерального закона N 229-ФЗ, применяется ответственность, установленная частью первой Кодекса (в ред. Федерального закона N 229-ФЗ). Взыскание ранее примененных налоговых санкций за данное правонарушение со дня вступления в силу Федерального закона N 229-ФЗ может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных за такое правонарушение частью первой Кодекса (в ред. Федерального закона N 229-ФЗ).

В связи с изложенным полагаем, поскольку налоговая декларация не представлена до дня вступления в силу Федерального закона N 229-ФЗ, то размер штрафа будет определяться исходя из минимальной суммы, рассчитанной согласно п. 1 ст. 119 Кодекса прежней редакции и действующей редакции ст. 119 Кодекса.

В случае если размер штрафа окажется одинаковым, применению подлежит ст. 119 Кодекса в редакции Федерального закона N 229-ФЗ.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

08.08.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018