| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: В декабре 2008 г. ЗАО приобрело у банка по договору купли-продажи ценные бумаги. В соответствии с договором банк обязан передать документарные процентные облигации ОАО номиналом 1000 руб. в количестве 1 000 000 штук, а ЗАО обязано перечислить на счет банка 1 030 000 000 руб. за приобретенные ценные бумаги.

В марте 2009 г. ЗАО приобрело у банка по договору купли-продажи ценные бумаги. В соответствии с договором банк обязан передать документарные процентные облигации ОАО номиналом 1000 руб. в количестве 1 100 000 штук, а ЗАО обязано перечислить на счет банка 1 105 000 000 руб. за приобретенные ценные бумаги.

Исполнение указанных договоров купли-продажи ценных бумаг подтверждается:

- выписками об операциях по счету ДЕПО;

- платежными поручениями о перечислении ЗАО денежных средств на расчетный счет банка.

Расходы ЗАО по приобретению документарных процентных облигаций ОАО в количестве 1 000 000 штук на сумму 1 030 000 000 руб. (в том числе накопленный купонный доход продавца 30 000 000 руб.) и в количестве 1 100 000 штук на сумму 1 105 000 000 руб. (в том числе накопленный купонный доход продавца 1 200 000 руб.) документально подтверждены.

В декабре 2010 г. истек срок обращения облигаций ОАО, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ). Облигации были погашены в срок и полностью по номиналу, что подтверждается платежным поручением на сумму 2 100 000 000 руб. о погашении облигаций ОАО.

Для целей налогового учета ЗАО в декабре 2010 г. учло в расходах сумму фактических затрат по приобретению облигаций за вычетом накопленного купонного дохода продавца.

До 2010 г. абз. 5 п. 5 ст. 280 НК РФ содержал специальные ограничивающие нормы только в отношении реализации ценных бумаг по цене ниже минимальной цены сделок на ОРЦБ.

Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ были внесены изменения в абз. 5 п. 5 ст. 280 НК РФ, в соответствии с которым в случае реализации (приобретения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная (максимальная) цена сделки на организованном рынке ценных бумаг.

ЗАО считает, что ценные бумаги, приобретенные до 2010 г., даже в случае их реализации после 2010 г. для целей исчисления налога на прибыль не должны проверяться на соответствие максимальной цене сделки на ОРЦБ.

Возможно ли при реализации ценных бумаг в 2010 г. учесть в целях налога на прибыль фактические расходы на приобретение ценных бумаг по цене выше максимальной цены сделок на ОРЦБ?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 9 августа 2011 г. N 03-03-06/1/466

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения операций с ценными бумагами и сообщает следующее.

Как следует из письма, организация приобрела ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, до 1 января 2010 г. Реализованы такие ценные бумаги были после 1 января 2010 г.

Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 281-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2010 г., в абз. 5 п. 5 ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) были внесены изменения.

В соответствии с п. 5 ст. 280 Кодекса (в ред. Закона N 281-ФЗ) в случае реализации (приобретения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная (максимальная) цена сделки на организованном рынке ценных бумаг.

На основании ст. 329 Кодекса при реализации ценных бумаг расходом признается цена приобретения реализованных ценных бумаг, рассчитанная с учетом установленного налогоплательщиком метода учета ценных бумаг (ФИФО, ЛИФО, по стоимости единицы).

Ценные бумаги, приобретенные до 1 января 2010 г., принимались к налоговому учету в соответствии с положениями Кодекса, действовавшими в тот период.

Расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, учитываемые для целей налогообложения, должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса.

Так, указанные расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П, обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которых установлен Кодексом.

Учитывая изложенное, считаем, что расходы по приобретению ценных бумаг по цене выше максимальной цены, сложившейся на организованном рынке ценных бумаг, произведенные до 2010 г., могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций при формировании стоимости ценных бумаг в налоговом учете при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 Кодекса.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

09.08.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018