| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) состав и размер денежных обязательств определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Согласно п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств должника считается наступившим, одновременно прекращается начисление процентов неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств, за исключением текущих платежей и процентов, предусмотренных п. 2.1 указанной статьи.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 указано, что проценты, подлежащие уплате на сумму займа (кредита) соответственно на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом или на дату введения соответствующей процедуры банкротства, присоединяются к сумме займа (кредита). В реестр требований кредиторов подлежит включению требование об уплате получившейся денежной суммы, размер которой впоследствии не изменяется.

Включение в реестр требований кредиторов дополнительных обязательств, начисляемых ежедневно в зависимости от размера суммы основного долга (процентов, неустоек, комиссий), и, соответственно, повторные обращения кредитора о включении таких сумм в реестр требований кредиторов судами не принимаются, учитывая, что сумма займа (кредита) с процентами, подлежащими уплате на сумму займа (кредита), уже была включена в реестр требований кредиторов должника при первоначальном обращении (например, Определения ВАС РФ от 19.11.2010 N ВАС-14972/10, от 15.02.2011 N ВАС-673/11, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.11.2010 по делу N А43-21728/2009, ФАС Поволжского округа от 17.11.2010 по делу N А65-13774/2009, ФАС Уральского округа от 25.11.2010 N Ф09-9765/10-С4 по делу N А60-16176/2009-С4).

В соответствии с п. 1 ст. 328 НК РФ сумма дохода в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов, определяемую в соответствии с положениями ст. 271 НК РФ.

В соответствии с Письмами Минфина России от 03.06.2008 N 03-03-06/2/64, от 06.05.2010 N 03-03-06/2/88 в налоговом учете начисление дохода в виде процентов по долговым обязательствам должника прекращается с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Однако банк может вступить в процесс судопроизводства по делу о несостоятельности заемщика и заявить о включении требований в реестр кредиторов на разных стадиях дела о банкротстве (как первоначальный заявитель, на стадии наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства), в связи с чем требование банка о включении процентов, начисленных за период с даты введения наблюдения до даты открытия конкурсного производства, не будет удовлетворено судом.

Как следствие, в налоговом учете банка может возникнуть разница между размером денежного обязательства, установленного на дату принятия заявления и включенного в реестр требований кредиторов, и размером денежного обязательства, сложившегося на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, за счет процентов, начисленных за указанный период.

С какого момента в налоговом учете для целей налога на прибыль должно прекращаться начисление процентов по долговым обязательствам заемщиков, в отношении которых инициировано дело о несостоятельности (банкротстве)?

Как квалифицировать в целях налогообложения и каким образом учитывать разницу, которая возникает в налоговом учете и определяется как разница между суммой процентов, начисленных по долговому обязательству на дату подачи заявления о включении в реестр требований кредиторов, и суммой процентов, начисленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом, учитывая, что такая разница не принимается судом как дополнительная сумма, подлежащая включению в реестр требований кредиторов, и, следовательно, банк не сможет ее предъявить должнику к уплате?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12 августа 2011 г. N 03-03-06/2/123

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения процентов и сообщает следующее.

Согласно п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются ст. 290 НК РФ).

Подпунктом 1 п. 2 ст. 290 НК РФ установлено, что к доходам банков в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от осуществления банковской деятельности в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов.

В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в частности, прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных ст. 126 вышеуказанного Федерального закона.

Таким образом, по нашему мнению, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в налоговом учете начисление дохода в виде процентов по долговым обязательствам должника прекращается.

Также сообщаем, что вопросы, связанные с порядком начисления процентов по долговым обязательствам должника, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве, до момента открытия конкурсного производства регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ и не относятся к компетенции Департамента.

Вместе с тем в соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63, при решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований об уплате процентов за пользование денежными средствами, предоставленными должнику по договору займа, кредитному договору либо в качестве коммерческого кредита, необходимо иметь в виду, что указанные проценты наряду с подлежащей возврату суммой займа (кредита), на которую они начисляются, образуют сумму задолженности по соответствующему денежному обязательству должника, состав и размер которого, если это обязательство возникло до принятия заявления о признании должника банкротом, определяются по правилам п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ. В этом случае требования об уплате таких процентов не являются текущими платежами.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

12.08.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018