| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: ЗАО (агент) и ООО (принципал) заключили агентский договор, в соответствии с которым агент от своего имени и за счет принципала осуществляет обслуживание флота принципала. Предусмотренный договором и отработанный на практике порядок взаимодействия сторон выглядит следующим образом.

Принципал направляет агенту письменное поручение, в котором указаны цели и суммы планируемых расходов по обслуживанию флота.

Принципал обеспечивает агента денежными средствами в сумме поручения.

Агент исполняет поручение принципала в пределах указанной суммы и в строгом соответствии с указанными целями.

По исполнении поручения агент представляет принципалу отчет с приложением первичных документов, подтверждающих произведенные расходы, и производит расчет агентского вознаграждения.

Для исполнения поручений принципала агент может привлекать третьих лиц либо использовать собственные ресурсы. В частности, поручения на доставку груза водным транспортом агент исполняет путем предоставления принципалу собственных плавсредств. При этом перевозка осуществляется в рамках заключенного агентского договора на основании поручения принципала и по цене, согласованной сторонами и подтвержденной принципалом в соответствующем поручении. В этом случае отчетом агента является акт выполненных работ, а подтвержденная принципалом в поручении стоимость перевозки - вознаграждением агента.

Также на практике возникают ситуации, когда, получив поручение принципала, агент заключает договоры с субподрядчиками на условиях более выгодных, чем указанные в поручении (например, по ценам ниже). Очевидно, что агент заинтересован сохранить полученную таким образом выгоду у себя. Однако принципал исключил из агентского договора пункт о том, что разница, полученная в результате заключения сделки на более выгодных условиях, является дополнительным вознаграждением агента, хотя в ряде случаев аргументы агента о том, что выгода заработана справедливо, принимаются и принципал подтверждает стоимость товаров/работ/услуг именно по тем ценам, которые указаны в поручении, а не в счетах привлеченных для его исполнения третьих лиц. Принципал считает приемлемым, если агент в этой ситуации в качестве отчета представит не первичные документы субподрядчиков, а акт выполненных работ, оформленный от своего имени, на сумму, указанную в поручении.

Каков порядок учета доходов агента для целей исчисления налога на прибыль, полученных в счет возмещения затрат, произведенных в рамках договора самим агентом или субподрядчиками?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 17 августа 2011 г. N 03-03-06/1/494

 

В связи с письмом по вопросам налогообложения Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 N 45н обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

По вопросам проверки правильности определения налоговой базы в конкретной хозяйственной ситуации следует обращаться в аудиторские организации.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Частью 1 ст. 1009 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено агентским договором, агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом. В агентском договоре может быть предусмотрена обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без указания конкретных условий такого договора.

В соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Таким образом, учет доходов агента для целей налогообложения, полученных в счет возмещения затрат, произведенных в рамках договора самим агентом или субподрядчиками, а также учет расходов, осуществленных в счет оплаты затрат, произведенных агентом за принципала, предопределяются условиями заключенного агентского договора.

При этом учет расходов в целях налогообложения прибыли осуществляется при соблюдении требований, установленных ст. 252 НК РФ, согласно которой в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

17.08.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024