| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Физлицо в 2006 - 2007 гг. приобрело акции. В апреле 2008 г. физлицо заключило договор о брокерском обслуживании на рынке ценных бумаг с брокерской организацией и перевело из сторонних депозитариев (реестров) в депозитарий брокерской организации акции.

Физлицо представило полный комплект документов, подтверждающих расходы по приобретению акций, в том числе договоры купли-продажи акций, платежные документы, подтверждающие факт оплаты акций, и выписки из депозитариев.

В конце 2010 г. физлицо обнаружило, что акции были зачислены на счет с нулевым балансом. При этом в требовании о рассмотрении подтверждающих документов и об изменении нулевого баланса на фактический (согласно понесенным затратам) ему было отказано.

В феврале 2011 г. физлицо перевело акции из указанной брокерской организации в другой депозитарий и представило документы, подтверждающие затраты на приобретение акций. Документы по акциям одного АО были приняты, и акции были зачислены по фактическим затратам. При этом документы по акциям другого АО не были приняты, и акции были зачислены с нулевым балансом.

Депозитарий считает, что налоговый агент не обязан учитывать при определении налоговой базы по НДФЛ понесенные налогоплательщиком расходы, которые связаны с приобретением и хранением ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента. При этом акции обоих АО были приобретены без участия данного депозитария (налогового агента).

Вправе ли налоговый агент в целях НДФЛ отказать в приеме документов, подтверждающих расходы физлица по приобретению акций?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 1 сентября 2011 г. N 03-04-05/3-623

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что вопросы проверки деятельности брокерских компаний при совершении ими операций с ценными бумагами не относятся к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщикам гарантируется судебная защита их прав и законных интересов.

Таким образом, если у налогоплательщика есть основания считать, что его права нарушаются, за защитой своих прав он может обратиться в суд.

Вместе с этим сообщаем следующее.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами установлены ст. 214.1 Кодекса.

В соответствии с п. 12 ст. 214.1 Кодекса в целях данной статьи финансовый результат по операциям с ценными бумагами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в п. 10 данной статьи.

Налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется в соответствии с п. 18 ст. 214.1 Кодекса налоговым агентом по окончании налогового периода, если иное не установлено указанным пунктом.

Налоговыми агентами в целях данной статьи Кодекса признаются доверительный управляющий, брокер, иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами срочных сделок на основании соответствующего договора с налогоплательщиком: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора. Налоговый агент определяет налоговую базу налогоплательщика по всем видам доходов от операций, осуществляемых налоговым агентом в интересах налогоплательщика в соответствии с договором, за вычетом соответствующих расходов. Налоговый агент не учитывает при определении налоговой базы налогоплательщика доходы, полученные от операций, совершенных не на основании указанных выше договоров.

При определении налоговым агентом налоговой базы по операциям с ценными бумагами налоговый агент на основании заявления налогоплательщика может учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента, в том числе до заключения договора с налоговым агентом, если такие расходы не были учтены ранее другим налоговым агентом при определении в установленных случаях налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и исчислении соответствующих сумм налога.

В качестве документального подтверждения соответствующих расходов физическим лицом должны быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых данное физическое лицо - налогоплательщик произвело соответствующие расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода права собственности налогоплательщика на соответствующие ценные бумаги, факт и сумму оплаты соответствующих расходов. В случаях представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан хранить копии таких документов.

Расходы по операциям с ценными бумагами, не учтенные налоговым агентом, могут быть учтены налогоплательщиком самостоятельно в порядке, установленном ст. 228 Кодекса, при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Вместе с тем в соответствии с положениями ст. 214.1 Кодекса в редакции, действовавшей в 2008 г., на налогового агента не возлагалась обязанность по учету доходов и расходов налогоплательщика по операциям, которые осуществлялись без его участия через другого профессионального участника рынка ценных бумаг, который сам является налоговым агентом.

Из этого следует, что организация - налоговый агент не могла учитывать расходы по приобретению физическим лицом ценных бумаг через иных профессиональных участников рынка ценных бумаг, произведенные до их передачи физическим лицом указанной организации.

Такие расходы, если они ранее не были учтены первым налоговым агентом до передачи ценных бумаг организации, могли быть учтены физическим лицом самостоятельно при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

01.09.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017