| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Каким образом возможно без начисления штрафных санкций применить на практике право на проведение зачета, предусмотренное ст. 78 НК РФ, если налогоплательщик, в силу объективных обстоятельств, не имеет возможности досрочно исчислить налог и досрочно подать заявление о зачете, а налоговый орган не может произвести зачет, пока ему не станет известна сумма, подлежащая зачету (до подачи налогоплательщиком декларации)?

Правомерно ли начисление пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, если заявление о зачете подано налогоплательщиком за 5 дней до последнего дня уплаты налога, а решение о зачете налоговый орган выносит на десятый день после подачи заявления о зачете и при этом начисляет пени за 9 дней?

Правомерно ли исчисление срока для принятия решения налоговым органом в рабочих днях, а исчисление просрочки для начисления пени - в календарных днях?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 2 сентября 2011 г. N 03-02-07/1-315

 

В соответствии с письмом в Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики повторно рассмотрены вопросы о практике применения ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части зачета сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящей уплаты этого или других налогов и сообщается следующее.

Согласно п. 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не рассматриваются обращения, относящиеся к вопросам правоприменительной практики.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию, указанную в этом подпункте, в том числе о законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Вместе с тем представляется целесообразным отметить, что в Письме Департамента от 25.07.2011 N 03-02-07/1-260 указывается об установленном ст. 78 Кодекса порядке зачета сумм излишне уплаченного налога, в том числе в счет предстоящих платежей. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по иным налогам налоговый орган не вправе самостоятельно без заявления налогоплательщика проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящей уплаты этого или других налогов.

Статьей 78 Кодекса предусмотрено право налогоплательщика представить в налоговый орган заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей. В этом заявлении налогоплательщик вправе не указывать конкретную сумму предстоящего платежа, в счет которого он просит зачесть сумму излишне уплаченного налога.

Реализуя свое право на зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, налогоплательщик изыскивает возможность скорейшего представления в налоговый орган соответствующего заявления, не допуская возникновения недоимки по указанным платежам.

Подпунктом 5.1 п. 1 ст. 21 Кодекса предусмотрено право налогоплательщика на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

В силу абз. 1 п. 3 ст. 75 Кодекса пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно отмечалось, что по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика - юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона (Постановление от 17.12.1996 N 20-П, Определения от 04.07.2002 N 202-О, от 07.12.2010 N 1572-О-О).

Сроки выполнения должностными лицами налоговых органов конкретных обязанностей установлены Кодексом в рабочих днях, поскольку должностные лица налоговых органов выполняют свои обязанности в рабочее время в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

02.09.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017