| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Банк заключил с кредитной организацией соглашение о передаче прав требования по ипотечным договорам с заемщиками - физическими лицами, в соответствии с которым банк, выступая цессионарием, оплачивает и принимает в полном объеме все права требования к заемщикам, залогодателям, принадлежащие цеденту на основании кредитных договоров.

В соответствии с положениями ст. 384 ГК РФ право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.

Условия кредитных договоров, заключенных между первоначальным кредитором и заемщиком, предусматривают взимание с заемщиков комиссии за ведение и обслуживание ссудного счета.

В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 8274/09, от 02.03.2010 N 7171/09 разъясняется, что кредитные организации не вправе взимать комиссию за открытие и ведение ссудного счета, так как эти действия ущемляют установленные законом права потребителей и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

В силу п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителей, признаются недействительными.

Исходя из положений ст. 167 ГК РФ условия кредитных договоров, являющиеся недействительными, не влекут юридических последствий.

В соответствии с НК РФ определение доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль осуществляется банком по методу начисления (п. 1 ст. 273 НК РФ), то есть доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором оказаны услуги, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав в их оплату (ст. 271 НК РФ).

Правомерно ли считает банк, что в целях налога на прибыль основания для начисления комиссий, условие о взимании которых признано действующим законодательством недействительным, и учета их в доходах банка отсутствуют?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 26 сентября 2011 г. N 03-03-06/2/148

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового учета доходов при признании условия о взимании комиссии за ведение ссудного счета недействительным и сообщает следующее.

Статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

При этом в соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При этом также установлено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Статьей 180 ГК РФ предусмотрено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2009 N 8274/09, от 02.03.2010 N 7171/09, действия банка по открытию и ведению ссудного счета не являются самостоятельной банковской услугой. Указанный вид комиссии нормами ГК РФ, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрен, следовательно, включение в договор условия об оплате комиссии за открытие и ведение ссудного счета нарушает права потребителей.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

При этом в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 7171/09 указывается на то, что содержащееся в нем толкование правовых норм является обязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Учитывая изложенное, условие договора кредита, заключенного банком с физическим лицом, предусматривающее взимание комиссии за ведение и обслуживание ссудного счета, является недействительным на основании ст. 168 ГК РФ и п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации N 2300-1.

В связи с этим основания для взимания комиссий за открытие и ведение ссудного счета и отражения таких комиссий в доходах для целей налогообложения прибыли организаций, по мнению Департамента, отсутствуют.

При этом при возврате суммы комиссий заемщику, в случае, если данные суммы были отражены в доходах в предыдущих отчетных (налоговых) периодах, перерасчет налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций осуществляется в порядке, установленном ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

26.09.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018