| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: В соответствии с Инструкцией Банка России от 02.07.1997 N 63 "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации", утвержденной Приказом Банка России от 02.07.1997 N 02-287, общим фондом банковского управления (далее - ОФБУ) признается имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления.

В ОФБУ могут включаться ценные бумаги, валюта, драгоценные металлы и иное имущество.

При выходе из ОФБУ учредителя-физлица (прекращении или расторжении договора доверительного управления) банк - доверительный управляющий является налоговым агентом, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ.

Учитывая принцип определения дохода, установленный в ст. 41 НК РФ, как экономической выгоды в денежной или натуральной форме, налоговая база по НДФЛ определяется в виде положительной разницы между стоимостью доли имущества, получаемого физлицом при прекращении или расторжении договора доверительного управления, в том числе и при выходе из ОФБУ, и стоимостью имущества, переданного им в доверительное управление на момент заключения договора доверительного управления, в том числе присоединения к ОФБУ.

В соответствии с п. 18 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физлиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов.

В свидетельстве о праве на наследство нотариусом указывается стоимость наследуемой физлицом доли в ОФБУ на дату смерти наследодателя.

Каков порядок определения налоговым агентом (банком - доверительным управляющим) налоговой базы по НДФЛ при выходе из ОФБУ (прекращении или расторжении договора доверительного управления) физлиц, получивших доли в ОФБУ в наследство?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 28 сентября 2011 г. N 03-04-06/3-237

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц с дохода, полученного физическим лицом при выходе из состава учредителей ОФБУ, доля в котором была получена в порядке наследования, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно Приказу Банка России от 02.07.1997 N 02-287 "Об утверждении Инструкции "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации" общим фондом банковского управления (далее - ОФБУ) признается имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления.

Долевое участие учредителя в ОФБУ подтверждается сертификатом, являющимся документом, свидетельствующим о размере доли учредителя в составе ОФБУ и факте передачи имущества в доверительное управление. Сертификат долевого участия не является имуществом и не может быть предметом договора купли-продажи и иных сделок.

Из письма следует, что банком создаются ОФБУ путем аккумулирования денежных средств учредителей доверительного управления.

Таким образом, ОФБУ банка представляет собой имущественный комплекс без образования юридического лица, находящийся в общей долевой собственности учредителей ОФБУ и переданный в доверительное управление банку.

В соответствии со ст. 248 Гражданского кодекса Российской Федерации доходы от использования имущества (в данном случае - доверительного управления), находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Согласно договору между доверительным управляющим (банком) и учредителями доверительного управления выход учредителя из ОФБУ и уменьшение доли учредителя производятся путем подачи письменной заявки на возврат имущества из ОФБУ. В этом случае учредителю выплачивается сумма, соответствующая стоимости доли выводимого имущества в ОФБУ на дату подачи заявки на возврат имущества, включающая стоимость имущества, возвращаемого из доверительного управления, и доход.

Исходя из изложенного и с учетом принципа определения дохода, установленного в ст. 41 Кодекса, как экономической выгоды в денежной или натуральной форме, налоговая база при выходе учредителя из ОФБУ определяется как разница между суммой, соответствующей стоимости доли выводимого имущества в ОФБУ, рассчитанной с учетом расходов доверительного управляющего и его вознаграждения, и суммой, внесенной физическим лицом в ОФБУ.

Статьями 1114 и 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства, которым является день смерти гражданина, независимо от времени его фактического принятия, а также момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

С учетом вышеизложенного в случае наследования физическим лицом доли в ОФБУ налоговая база при выходе такого учредителя из ОФБУ определяется как разница между суммой, соответствующей стоимости доли выводимого имущества в ОФБУ, рассчитанной с учетом расходов доверительного управляющего и его вознаграждения, и стоимостью доли в ОФБУ на дату смерти наследодателя.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

28.09.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018