| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: ЗАО (небанковская кредитная организация) планирует принять на обслуживание неконвертируемые процентные документарные облигации на предъявителя с обязательным централизованным хранением, номинированные в российских рублях.

Эмитентом облигаций будет являться организация, зарегистрированная и осуществляющая свою деятельность в соответствии с законодательством Нидерландов. При этом эмитент не будет осуществлять какую-либо деятельность в РФ (в том числе через постоянное представительство или иное место деятельности). Публичное размещение облигаций в качестве ценных бумаг иностранного эмитента планируется осуществить на ФБ ММВБ во 2-ой половине 2011 г. в режиме открытой подписки. Условия выпуска и обращения облигаций будут предусматривать их свободное обращение на биржевом и внебиржевом рынках, а также не будут устанавливать ограничений в отношении приобретения облигаций (как на первичном, так и на вторичном рынке) любыми физическими и юридическими лицами (в том числе лицами, являющимися и не являющимися налоговыми резидентами РФ).

Выплата процентного дохода по облигациям в пользу владельцев облигаций будет осуществляться ЗАО, действующим в качестве платежного агента в рамках договора о платежном агенте, заключенного с эмитентом. ЗАО будет перечислять денежные средства в пользу владельцев облигаций только в пределах сумм, перечисляемых ему как платежному агенту эмитентом. ЗАО будет совмещать функции депозитария и функции платежного агента в отношении облигаций.

ЗАО считает, что при перечислении им как платежным агентом процентного дохода по облигациям в пользу владельцев облигаций (физлиц, являющихся и не являющихся налоговыми резидентами РФ) ЗАО не признается налоговым агентом, обязанным произвести удержание НДФЛ с сумм таких выплат и перечисление суммы удержанного налога в бюджет.

ЗАО полагает, что процентный доход по облигациям, выплачиваемый в пользу физлиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, будет являться доходом, полученным не от источников в РФ (то есть от источников за пределами РФ). Соответственно, данный доход не будет подлежать налогообложению НДФЛ у источника его выплаты.

Процентный доход по облигациям, выплачиваемый в пользу физлиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, подлежит налогообложению НДФЛ.

В соответствии с п. 7 ст. 214.1 НК РФ процентный доход по ценным бумагам включается в доходы по операциям с ценными бумагами. При этом п. 18 ст. 214.1 НК РФ установлено, что налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налоговым агентом по окончании налогового периода. При этом налоговым агентом в целях ст. 214.1 НК РФ признается доверительный управляющий, брокер, иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами срочных сделок на основании соответствующего договора с налогоплательщиком: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора.

Федеральным законом от 03.06.2011 N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ) список лиц, признаваемых налоговыми агентами при выплате доходов в пользу физических лиц (в том числе доходов по операциям с ценными бумагами), был дополнен депозитариями, осуществляющими выплату (перечисление) дохода по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением в денежной форме. Данный Закон N 122-ФЗ вступает в силу с 1 января 2012 г. В отношении эмиссионных ценных бумаг, не являющихся федеральными государственными ценными бумагами, данный порядок будет применяться только в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г.

Учитывая, что выпуск облигаций будет осуществлен во 2-ой половине 2011 г., а между ЗАО и владельцами облигаций - физлицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, не будут заключены какие-либо из указанных выше договоров, при перечислении им процентного дохода по облигациям ЗАО не должно будет признаваться налоговым агентом по НДФЛ. В этом случае НДФЛ подлежит уплате указанными физлицами самостоятельно на основании налоговых деклараций.

Правомерна ли позиция ЗАО в части отсутствия у него обязанностей налогового агента по удержанию НДФЛ и перечислению в бюджет при перечислении владельцам облигаций (физлицам, являющимся и не являющимся налоговыми резидентами РФ) процентного дохода по облигациям?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 сентября 2011 г. N 03-04-06/4-243

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения доходов физических лиц, полученных при выплате процентного дохода, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Из письма следует, что общество планирует принять на обслуживание процентные документарные облигации с обязательным централизованным хранением, номинированные в российских рублях (далее - облигации). Облигации размещаются в качестве ценных бумаг иностранного эмитента на ФБ ММВБ. Условиями выпуска и обращения облигаций предусматривается их свободное обращение на биржевом и внебиржевом рынках без установления ограничений в отношении их приобретения любыми физическими и юридическими лицами, как являющимися, так и не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Эмитентом облигаций будет являться иностранная компания, не имеющая обособленного подразделения в Российской Федерации.

Условиями выпуска и обращения облигаций также предусматривается, что причитающиеся владельцам облигаций суммы процентного дохода могут выплачиваться номинальным держателям облигаций для дальнейшего перечисления владельцам облигаций, непосредственно владельцам облигаций либо уполномоченным представителям владельцев облигаций.

Выплата процентного дохода по облигациям в пользу владельцев облигаций будет осуществляться обществом, действующим в качестве платежного агента эмитента облигаций, в пределах сумм, перечисляемых обществу эмитентом.

В соответствии со ст. 209 Кодекса объектом налогообложения физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 208 Кодекса дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, полученных от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации, относятся к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Организацией, выплачивающей процентный доход по облигации, является эмитент облигации.

Исходя из изложенного процентный доход по облигациям, получаемый физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от иностранной организации - эмитента, не является объектом налогообложения в Российской Федерации.

Процентный доход по облигациям, выплачиваемый физическим лицам, являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, подлежит налогообложению в установленном порядке.

Согласно п. 7 ст. 214.1 Кодекса доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами.

В соответствии с п. 18 ст. 214.1 Кодекса налоговая база по операциям с ценными бумагами, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, по операциям РЕПО с ценными бумагами и по операциям займа ценными бумагами определяется налоговым агентом, при этом налоговым агентом в целях данной статьи признаются доверительный управляющий, брокер, иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами срочных сделок на основании соответствующего договора с налогоплательщиком: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора.

Статьей 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статьи 214.1 и 310 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в п. 18 ст. 214.1 Кодекса внесено изменение, предусматривающее включение депозитариев, осуществляющих выплату (перечисление) дохода в денежной форме по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением (в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г.) владельцу таких ценных бумаг, в число лиц, признаваемых налоговыми агентами.

Если выпуск облигаций будет осуществлен до 1 января 2012 г. и между обществом и владельцами облигаций не будет заключено каких-либо договоров, предусматривающих совершение обществом операций с этими облигациями в качестве финансового посредника (брокера, доверительного управляющего и т.п.), обязанностей налогового агента в отношении выплачиваемых сумм процентного дохода по облигациям у общества возникать не будет.

В таких случаях налогоплательщики в соответствии с пп. 1 п. 1 и п. п. 2 и 3 ст. 228 Кодекса при получении процентного дохода по облигациям должны будут самостоятельно исчислять суммы налога и представлять в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

29.09.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018