| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Положениями п. п. 4 - 6 ст. 214.3 НК РФ определены виды и порядок расчета доходов и расходов в рамках операции РЕПО:

- доходы и расходы по выплате процентов по займу ценными бумагами;

- доходы и расходы по выплате процентов по займу денежными средствами.

Положениями ст. 214.3 НК РФ предполагается ведение отдельной категории доходов - доходы по операциям с ценными бумагами, привлеченными по операциям РЕПО (в основном, это доходы по коротким позициям).

Однако в ст. 214.3 НК РФ не установлена последовательность учета сумм расходов по операциям РЕПО, превысивших суммы доходов по операциям РЕПО (убыток по РЕПО), в счет уменьшения:

- доходов по операциям купли-продажи обращающихся ценных бумаг;

- доходов по операциям, связанным с открытием коротких позиций по ценным бумагам, как обращающимся, так и не обращающимся на ОРЦБ.

В случаях превышения общей суммы расходов по операциям РЕПО над доходами по операциям РЕПО последовательность учета расходов влияет на общую сумму расходов по операциям РЕПО, учитываемых для целей налогообложения с учетом пропорции, установленной п. 6 ст. 214.3 НК РФ. Неоднозначность определения налоговой базы проиллюстрирована на следующем примере.

 

Пример.

Доход по займу ценными бумагами - 20 ед.

Расход по займу денежными средствами (с учетом ограничений абз. 4 п. 4 ст. 214.3 НК РФ) - 30 ед.

Доход по займу денежными средствами - 15 ед.

Расход по займу ценными бумагами (с учетом ограничений абз. 4 п. 5 ст. 214.3 НК РФ) - 40 ед.

Пропорция по стоимости ценных бумаг, являющихся объектом РЕПО, обращающихся и не обращающихся на ОРЦБ, - 80% и 20% соответственно.

Доход от купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ (по ст. 214.1 НК РФ), - 45 ед.

Доход, связанный с открытием коротких позиций по обращающимся ценным бумагам, - 5 ед.

Доход, связанный с открытием коротких позиций по необращающимся ценным бумагам, - 0 ед.

В соответствии с положениями п. 6 ст. 214.3 НК РФ налоговая база по операциям РЕПО признается равной нулю, так как сумма доходов в виде процентов займа по совокупности операций РЕПО - 35 ед., а сумма расходов в виде процентов займа по совокупности операций РЕПО - 70 ед. Итоговая сумма превышения расходов по операциям РЕПО над соответствующими доходами (убыток по РЕПО) составляет 35 ед.

Положения п. п. 4 - 6 ст. 214.3 НК РФ предполагают возможность учета суммы убытка по РЕПО в целях НДФЛ, однако не позволяют получить однозначный результат налоговых расчетов.

Вариант 1.

Общая сумма убытка по РЕПО (без квалификации суммы убытка на расход по займу ценными бумагами или расход по займу денежными средствами) может быть разделена в пропорции, указанной в п. 6 ст. 214.3 НК РФ. Часть убытка по РЕПО, соответствующая доле бумаг в РЕПО, обращающихся на ОРЦБ, направляется на уменьшение налоговой базы по доходам от купли-продажи бумаг, обращающихся на ОРЦБ (определенной по ст. 214.1 НК РФ), остальная часть убытка - на уменьшение суммы доходов по коротким позициям (без их разделения на обращающиеся и не обращающиеся на ОРЦБ).

Пропорция суммы убытка - 35 ед. (80% - 28 ед.; 20% - 7 ед.).

28 ед. убытка полностью учитываются в сумме доходов от купли-продажи бумаг, обращающихся на ОРЦБ (28 ед. убытка < 45 ед. доходов).

7 ед. убытка частично (5 ед.) учитываются в сумме доходов по коротким позициям (7 ед. убытка > 5 ед. доходов).

Итого учитываемый убыток - 33 ед. (28 ед. + 5 ед.).

Проведение расчетов не требует детальной квалификации доходов и расходов на проценты по займу денежными средствами или проценты по займу ценными бумагами. Положения абз. 1 - 3 п. 4 и абз. 1 - 3 п. 5 ст. 214.3 НК РФ не применяются.

Вариант 2.

При расчете убытка по операциям РЕПО с применением положений п. п. 4 и 5 ст. 214.3 НК РФ необходимо квалифицировать убыток на составляющие его расходы: расход в виде процентов по займу денежными средствами и расход в виде процентов по займу ценными бумагами.

При этом сумма для целей его учета в доходах, указанных в абз. 3 п. 4 и абз. 3 п. 5 ст. 214.3 НК РФ, может быть представлена следующими способами:

1) сумма доходов по РЕПО (20 + 15 = 35 ед.) последовательно уменьшается на расходы по займу денежными средствами (30 ед., сумма таких расходов учитывается полностью в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 214.3 НК РФ), затем на расходы по займу ценными бумагами (40 ед., сумма этих расходов учитывается частично в размере оставшихся 5 ед.).

Следовательно, убыток по РЕПО в размере 35 ед. в данном случае квалифицирован как превышение суммы расходов по займу ценными бумагами над общей суммой доходов по РЕПО.

Согласно п. 5 ст. 214.3 НК РФ расходы по займу ценными бумагами (после уменьшения доходов по операциям РЕПО) уменьшают доходы, связанные с открытием коротких позиций по обращающимся и не обращающимся на ОРЦБ ценным бумагам, привлеченным по РЕПО, в пропорции, указанной в п. 6 ст. 214.3 НК РФ.

Пропорция суммы убытка - 35 ед. (80% - 28 ед.; 20% - 7 ед.).

28 ед. убытка частично (5 ед.) учитываются в сумме доходов по коротким позициям с обращающимися бумагами (28 ед. убытка > 5 ед. доходов).

5 ед. убытка не учитываются, так как сумма доходов по коротким позициям с необращающимися бумагами равна 0.

Итого учитываемый убыток - 5 ед.;

2) сумма доходов по РЕПО (35 ед.) последовательно уменьшается на расходы по займу ценными бумагами (40 ед., сумма этих расходов учитывается частично на 35 ед.), на расходы по займу денежными средствами доходов по РЕПО не хватает.

Следовательно, убыток по РЕПО в размере 35 ед. в данном случае квалифицирован как 5 ед. расходов по займу ценными бумагами и 30 ед. расходов по займу денежными средствами.

30 ед. - расходы по займу денежными средствами - согласно п. 4 ст. 214.3 НК РФ полностью учитываются в сумме доходов от купли-продажи бумаг, обращающихся на ОРЦБ (30 ед. убытка < 45 ед. доходов).

5 ед. - расходы по займу ценными бумагами - согласно п. 5 ст. 214.3 НК РФ уменьшают доходы, связанные с открытием коротких позиций по бумагам, привлеченным по РЕПО, в пропорции, указанной в п. 6 ст. 214.3 НК РФ.

Пропорция суммы убытка - 5 ед. (80% - 4 ед.; 20% - 1 ед.).

4 ед. убытка полностью учитываются в сумме доходов по коротким позициям с обращающимися бумагами (4 ед. убытка < 5 ед. доходов).

1 ед. убытка не учитывается, так как сумма доходов по коротким позициям с необращающимися бумагами равна 0.

Итого учитываемый убыток - 34 ед.

Итоги налоговых расчетов в вышеуказанных вариантах существенно различаются.

 

Каким образом следует банку как налоговому агенту в целях исчисления НДФЛ учитывать сумму убытка по операциям РЕПО?

На какую дату следует исчислять пропорцию, установленную п. 6 ст. 214.3 НК РФ?

Каков порядок определения стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, в целях исчисления пропорции, установленной п. 6 ст. 214.3 НК РФ?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 6 октября 2011 г. N 03-04-06/4-253

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении положений п. п. 4 - 6 ст. 214.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и в соответствии со ст. 34.2 Кодекса разъясняет следующее.

Согласно п. 6 ст. 214.3 Кодекса налоговая база по операциям РЕПО определяется как доходы в виде процентов по займам, полученные в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО, уменьшенные на величину расходов в виде процентов по займам, уплаченных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО, с учетом положений абз. 4 п. 4 и абз. 4 п. 5 данной статьи.

Если величина расходов, указанных в п. 6 ст. 214.3 Кодекса, определенная с учетом положений абз. 4 п. 4 и абз. 4 п. 5 данной статьи, превышает величину доходов, указанных в п. 6 ст. 214.3 Кодекса, налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги, в соответствующем налоговом периоде признается равной нулю.

При этом суммы превышения расходов, указанных в п. 6 ст. 214.3 Кодекса, определенные с учетом положений абз. 4 п. 4 и абз. 4 п. 5 данной статьи, над доходами, указанными в п. 6 ст. 214.3 Кодекса, принимаются в уменьшение доходов, полученных налогоплательщиком в том же налоговом периоде, указанных в абз. 3 п. 4 и в абз. 3 п. 5 ст. 214.3 Кодекса соответственно, в пропорции, рассчитанной как соотношение стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в общей стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО.

Из вышеприведенных положений следует, что доходы по операциям купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и определяемые в соответствии с положениями ст. 214.1 Кодекса, могут быть уменьшены на часть суммы превышения расходов над доходами по операциям РЕПО исходя из пропорции, определяемой в соответствии с абз. 3 п. 6 ст. 214.3 Кодекса.

Оставшаяся часть убытка может быть учтена в уменьшение доходов по операциям с ценными бумагами, привлеченными по операциям РЕПО (по коротким позициям) без их разделения на обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг.

Данная пропорция рассчитывается на каждую дату, в которую определяется налоговая база в соответствии с положениями ст. 214.1 Кодекса, и на каждую дату открытия короткой позиции.

При этом стоимость ценных бумаг, используемая для расчета данной пропорции, определяется в соответствии с п. п. 5 и 6 ст. 280 Кодекса.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

06.10.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018