| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Организация является профучастником РЦБ и осуществляет дилерскую деятельность по совершению сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе сделок РЕПО.

Между организацией и иностранным юридическим лицом (далее - Компания) был заключен договор обратного РЕПО в отношении обыкновенных именных акций российского эмитента (далее - Эмитент). В период действия договора РЕПО (акции находились у организации, которая являлась покупателем по первой части договора обратного РЕПО) Эмитент зафиксировал список акционеров для проведения очередного годового общего собрания акционеров, повестка дня которого включала вопрос, голосование по которому повлекло возникновение у акционеров права требовать выкупа акций в соответствии со ст. 75 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Организация не принимала участия в голосовании по указанному выше вопросу повестки дня и в соответствии со ст. 75 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ была вправе требовать выкупа всех или части принадлежащих ей акций. В соответствии со сложившейся практикой делового оборота на российском фондовом рынке после получения от Эмитента уведомления о праве требовать выкупа акций организация сообщила о получении такого уведомления Компании, а Компания, в свою очередь, сообщила организации о своем желании реализовать акции Эмитенту, так как Компания в период действия договора РЕПО являлась экономическим владельцем акций.

В связи с тем что к моменту подачи требования о выкупе акций со стороны формального акционера (организации) акции уже были переданы первоначальному владельцу - Компании (покупателю по второй части договора обратного РЕПО), то для участия в выкупе акций акции были вновь переданы в собственность организации по договору купли-продажи между организацией и Компанией по цене выкупа акций, заявленной Эмитентом. Одновременно в договоре купли-продажи устанавливалось обязательство последующего предъявления акций организацией Эмитенту для получения выкупной стоимости акций и ее последующего перечисления в пользу Компании.

Выкуп акций Эмитентом по требованию акционеров осуществлялся по цене, определенной советом директоров, являющейся рыночной стоимостью, которая была определена независимым оценщиком.

В соответствии с п. 5 ст. 280 НК РФ в случае реализации (приобретения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная (максимальная) цена сделки на организованном рынке ценных бумаг.

Поскольку организация была вовлечена в договор купли-продажи акций с единственной целью реализации права Компании на участие в выкупе Эмитентом акций, а также так как участие в выкупе акций не является обычной сделкой купли-продажи ценных бумаг (в соответствии с п. 5.2 Порядка ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами, утвержденного Постановлением ФКЦБ России N 32, Минфина России N 108н от 11.12.2001, данная сделка относится к типу "иные операции"), то положения ст. 280 НК РФ должны применяться с учетом фактических обстоятельств данных транзакций и их конечной цели. В данном случае применим принцип приоритета существа над формой.

В случае применения рыночной цены Эмитента в сделке купли-продажи акций между организацией и Компанией и при ее превышении над максимальной рыночной ценой, установленной организатором торговли на дату покупки, а также в случае, если рыночная цена выкупа Эмитента окажется ниже минимальной рыночной цены, установленной организатором торговли на день предъявления организацией акций к выкупу Эмитентом, организация вправе при расчете налоговой базы по налогу на прибыль применять фактическую цену приобретения и реализации (предъявления к выкупу) акций.

Правомерна ли позиция организации?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 25 октября 2011 г. N 03-03-06/2/161

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения операций с ценными бумагами и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случаях, установленных п. 1 ст. 75 данного Федерального закона.

Выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций (п. 3 ст. 75 вышеуказанного Федерального закона).

Статьей 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.

Согласно п. 2 ст. 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются, в частности, исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги.

Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются, в частности, исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию.

В соответствии с п. 5 ст. 280 НК РФ рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки.

В случае реализации (приобретения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная (максимальная) цена сделки на организованном рынке ценных бумаг.

Таким образом, ценой приобретения обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, приобретенных по цене, превышающей максимальную рыночную цену, признается такая максимальная рыночная цена. Ценой приобретения таких ценных бумаг, приобретенных по цене, которая меньше минимальной рыночной цены, признается фактическая цена приобретения.

Ценой реализации вышеуказанных ценных бумаг, реализованных по цене, превышающей максимальную рыночную цену, признается фактическая цена реализации. Ценой реализации таких ценных бумаг, реализованных по цене, которая меньше минимальной рыночной цены, признается такая минимальная рыночная цена.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

25.10.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024