| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Энергосбытовая организация осуществляет реализацию электроэнергии, в том числе населению, и производит начисления потребленной электроэнергии исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах потребителей, или по нормативу потребления (при отсутствии прибора учета) в том случае, если многоквартирный жилой дом не оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии.

В соответствии с п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, выручка признается в бухгалтерском учете только при наличии условия о том, что организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом.

Таким образом, выручка определяется исходя из количества электроэнергии, переданной потребителями и подтвержденной ими путем указания в квитанциях количества потребленного ресурса и личной подписью, а также обходами контролеров.

В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета; налоговый учет ведется в отношении хозяйственных операций и в форме первичных документов, которые должны во всяком случае содержать реквизиты конкретной хозяйственной операции с конкретными сторонами, количественными измерителями и временем осуществления.

Следовательно, учет полезного отпуска электроэнергии потребителям, начисление дохода (выручки) производится по данным о фактическом потреблении электроэнергии.

Соответственно, для учета полезно отпущенной потребителям электроэнергии в натуральном выражении энергосбытовая организация должна получить сведения о фактическом получении потребителем электроэнергии.

По всем абонентам, имеющим приборы учета, включая категорию "Население", размер начислений за потребленную электроэнергию (количество полезного отпуска электроэнергии) формируется организацией по показаниям приборов учета. Выручка от реализации электроэнергии определяется организацией исходя из количества электроэнергии, переданной потребителям и подлежащей оплате ими; доходы от реализации электроэнергии для целей налогообложения налогом на прибыль определяются организацией на основании первичных учетных документов и документов налогового учета.

Складывающаяся в настоящее время судебная практика признает правомерным порядок начислений за потребленную электроэнергию абонентами категории "Население", проживающими в многоквартирных жилых домах, исходя из применения нормативов потребления коммунальных ресурсов, независимо от наличия приборов учета. Данная методика не учитывает временное отсутствие граждан в жилых помещениях, а также ситуацию, когда потребитель, имеющий несколько квартир в собственности, проживает только в одной из них и, соответственно, не может потреблять электроэнергию одновременно во всех жилых помещениях.

При применении данного механизма расчетов с абонентами категории "Население" у организации отсутствуют сведения о фактическом получении потребителем электроэнергии. Полагаем, что отсутствие указанных сведений является основанием для непризнания в составе доходов организации начислений за электроэнергию исходя из нормативов, так как не выполняются условия пп. "в" п. 12 ПБУ 9/99 (нет уверенности в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации) и пп. 1 ст. 248 НК РФ (отсутствуют первичные и иные документы, подтверждающие полученные налогоплательщиком доходы).

Каков порядок учета доходов, полученных энергосбытовой организацией, от реализации электроэнергии в целях исчисления налога на прибыль?

Каков порядок признания затрат по передаче электроэнергии при исчислении налога на прибыль?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/757

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета доходов и расходов энергосбытовой компанией для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила).

Устанавливаемые в соответствии с Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (п. 3 Правил).

Под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (в том числе электроэнергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2 Правил).

Таким образом, в соответствии с установленным порядком в случае отсутствия индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета для расчетов с населением применяется норматив потребления коммунальных услуг, который устанавливается в отношении месячного объема (количества) потребления коммунальных услуг потребителем.

Согласно п. 1 ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Доходы учитываются в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания доходов и расходов в соответствии со ст. ст. 271 и 273 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 271 НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

На основании вышеизложенного при применении метода начисления выручка от реализации услуг населению по передаче электроэнергии подлежит признанию по окончании каждого отчетного (налогового) периода при отсутствии приборов учета в суммах, исчисленных исходя из установленных месячных объемов и нормативов и количества месяцев в отчетном периоде, то есть равномерно, а при наличии приборов учета - в суммах, исчисленных исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям соответствующих приборов учета.

Пунктом 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 НК РФ.

Таким образом, по нашему мнению, обоснованные и документально подтвержденные затраты по передаче электроэнергии могут быть учтены в составе расходов в полном объеме в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они произведены, если это соответствует порядку признания расходов, установленному ст. 272 НК РФ.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

15.11.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017