| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 29 июня 2010 г. N 01-11/31888

 

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ)

В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

 

В целях обеспечения единообразного порядка действий должностных лиц таможенных органов при принятии к рассмотрению, рассмотрении и разрешении жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела в соответствии с главой 7 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также организации работы с такими жалобами, направляем для использования в работе Методические рекомендации по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, подготовленные по результатам анализа практики таможенных органов по рассмотрению жалоб.

Начальникам таможенных органов обеспечить изучение прилагаемых Методических рекомендаций и использование их в практической деятельности подчиненными таможенными органами и их должностными лицами.

 

Руководитель

действительный государственный

советник таможенной службы

Российской Федерации

А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ

 

 

 

 

 

Приложение

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ)

В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие Методические рекомендации по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела (далее - Методические рекомендации) разработаны на основании главы 7 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России), с учетом подходов, выработанных в практике работы с жалобами Федеральной таможенной службой и региональными таможенными управлениями в целях обеспечения единообразного порядка действий должностных лиц таможенных органов при принятии к рассмотрению и рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, а также организации работы с такими жалобами.

2. Основные понятия, применяемые в настоящих Методических рекомендациях:

жалоба на решение, действие (бездействие) в сфере таможенного дела - обращение физического или юридического лица (в том числе и не озаглавленное как "жалоба"), в котором выражается несогласие с принятым решением, совершенным действием (допущенным бездействием) в сфере таможенного дела, сообщается о нарушении прав, свобод или законных интересов лица, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности и содержится требование о восстановлении нарушенных прав (признание решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица незаконным и их отмена, пересмотр вынесенного решения, обязание принять решение или совершить действие и т.п.), которое может быть как сформировано конкретно, так и вытекать из существа обращения.

К сфере таможенного дела относятся: перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, таможенное оформление и таможенный контроль, применение таможенных режимов, взимание таможенных платежей, применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, осуществление информирования и консультирования, обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов;

предмет обжалования - конкретное решение, действие (бездействие) в сфере таможенного дела, с принятием, совершением (допущением) которого не согласно лицо, обратившееся с жалобой;

аргументированное заключение - заключение таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, по доводам жалобы, включающее обоснование причин принятого решения, совершенного действия (допущенного бездействия) со ссылкой на нормативные правовые акты;

вышестоящий таможенный орган:

для таможенного поста - таможня, в подчинении которой находится таможенный пост;

для таможни, находящейся в подчинении регионального таможенного управления, - соответствующее региональное таможенное управление;

для таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, - ФТС России;

для регионального таможенного управления - ФТС России;

лицо, обратившееся с жалобой (заявитель):

физическое лицо, обратившееся с жалобой в таможенный орган лично; законный представитель физического лица; представитель физического лица по доверенности, адвокат физического лица;

юридическое лицо, обратившееся с жалобой в таможенный орган через лицо, выступающее от его имени в силу закона или учредительных документов (законного представителя); представитель юридического лица по доверенности; адвокат юридического лица;

направление жалобы по принадлежности - направление жалобы для рассмотрения нижестоящим таможенным органом в вышестоящий таможенный орган, вышестоящим таможенным органом в нижестоящий таможенный орган, таможенным органом одного региона деятельности в таможенный орган другого региона деятельности;

нижестоящий таможенный орган:

для ФТС России - все таможенные органы;

для регионального таможенного управления - подчиненные таможни и таможенные посты;

для таможни - подчиненные таможенные посты;

подтверждающие материалы - имеющиеся в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуется, документы, содержащие сведения относительно предмета обжалования (документы, подтверждающие факт принятия решения, содержащие его обоснование, а также свидетельствующие о совершении юридически значимых действий, предшествующих его принятию, и другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы);

принадлежность жалобы - правомочия таможенного органа на рассмотрение жалобы и принятие по ней решения;

рассмотрение жалобы - совокупность действий, совершаемых таможенным органом, правомочным рассмотреть жалобу, после установления отсутствия оснований для отказа в ее рассмотрении по существу и до принятия по ней решения, включая проверку доводов и обстоятельств, изложенных в жалобе, запрос аргументированного заключения и подтверждающих материалов, выработку правовой позиции, подготовку проекта решения;

суд - арбитражный суд или суд общей юрисдикции;

таможенный орган, рассматривающий жалобы - таможенный орган, осуществляющий рассмотрение жалобы и принятие по ней решения;

функциональное подразделение - структурное подразделение таможенного органа, в компетенции которого находятся вопросы, являющиеся предметом обжалования.

 

II. Принципы рассмотрения жалоб

 

3. Рассмотрение жалоб в таможенных органах осуществляется правовыми подразделениями, а принятие решений по ним - начальником таможенного органа, в ФТС России и региональных таможенных управлениях также его заместителем, курирующим правовую работу (в ФТС России также начальником Правового управления, и иным лицом, уполномоченным на рассмотрение жалобы руководителем ФТС России).

4. Полномочия конкретного должностного лица по принятию от имени таможенного органа решений по жалобам, за исключением полномочий начальника таможенного органа, устанавливаются приказом таможенного органа.

5. В выработке правовой позиции по существу жалобы участвует функциональное подразделение таможенного органа, рассматривающего жалобу.

6. При принятии решения по жалобе принимается во внимание позиция таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуется.

7. Рассмотрение жалобы осуществляется на основе непосредственного исследования коммерческих, транспортных и таможенных документов, подтверждающих и обосновывающих обжалуемое решение, действие (бездействие). Принятие решения на основе информации, содержащейся в документах, не устанавливающих фактов, имеющих юридическое значение, не допускается.

8. Таможенный орган, рассматривающий жалобу, не связан доводами заявителя и должен проверить на соответствие требованиям законодательства обжалуемое решение, действие (бездействие) в полном объеме, но при этом ограничен рамками предмета обжалования. Определять предмет обжалования следует исходя из текста жалобы и формулировать его в терминах таможенного законодательства.

9. Результатом рассмотрения жалобы, удовлетворенной таможенным органом, должно стать реальное восстановление или защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.

10. В случае признания решения, действия (бездействия) таможенного органа неправомерным из решения по жалобе должно усматриваться, каким образом следовало действовать в целях соблюдения положений таможенного законодательства.

11. По жалобе, поступившей в таможенный орган, может быть принято одно из следующих решений:

решение по существу жалобы;

об отказе в рассмотрении жалобы по существу;

о направлении жалобы по принадлежности;

о принятии отзыва жалобы и оставлении ее без рассмотрения.

 

III. Вопросы, разрешаемые при принятии жалобы

к рассмотрению

 

12. Жалоба принимается к рассмотрению таможенным органом, если:

таможенный орган правомочен рассмотреть поступившую жалобу и принять по ней решение;

отсутствуют основания для отказа в рассмотрении жалобы по существу.

13. Принятие к рассмотрению жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа по подчиненности на два уровня ниже осуществляется, как правило, в случаях, если в жалобе содержится информация о сформированной позиции непосредственно нижестоящего таможенного органа по вопросу предмета обжалования, если решение по жалобе может иметь важное, определяющее значение для правоприменительной практики, а также исходя из значимости интересов, затрагиваемых обжалуемым решением, действием (бездействием).

В этом случае таможенным органом, принявшим жалобу к рассмотрению, должны быть предприняты меры к исключению одновременного рассмотрения аналогичной жалобы непосредственно нижестоящим таможенным органом.

 

IV. Направление жалобы по принадлежности

 

14. При поступлении в таможенный орган жалобы, полномочия по рассмотрению которой отнесены к компетенции вышестоящего таможенного органа, таможенный орган, в который подана жалоба, должен направить ее в вышестоящий таможенный орган вместе с аргументированным заключением и подтверждающими материалами в пятидневный срок со дня ее поступления (о составлении аргументированного заключения по жалобе см. пункт 39 настоящих Методических рекомендаций).

В случае, если при изучении жалобы, подлежащей направлению для рассмотрения в вышестоящий таможенный орган, будут установлены обстоятельства, влекущие безусловный отказ в ее рассмотрении по существу, такая жалоба направляется по принадлежности без аргументированного заключения и подтверждающих материалов (за исключением случаев, когда имеется ходатайство о восстановлении сроков), но с указанием на наличие оснований для отказа.

Если основанием для отказа в рассмотрении является информация об обращении лица с жалобой аналогичного содержания в суд, копия такой жалобы, а также определения суда о принятии ее к рассмотрению (повестки) или судебного решения прилагаются к жалобе, направляемой по принадлежности в вышестоящий таможенный орган.

Информация о судебном обжаловании, поступившая в таможенный орган после направления жалобы для рассмотрения в вышестоящий таможенный орган с аргументированным заключением и подтверждающими материалами, доводится до сведения таможенного органа, рассматривающего жалобу, незамедлительно, без дополнительного запроса вышестоящего таможенного органа и с направлением копий соответствующих документов.

Жалоба на решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом, по принадлежности в вышестоящий таможенный орган не направляется. Решение об отказе в ее рассмотрении по существу принимает таможенный орган, в который она поступила.

15. При принятии решения о направлении жалобы для рассмотрения по принадлежности в нижестоящий таможенный орган в целях осуществления контроля за полнотой, своевременностью и законностью принятого по жалобе решения в сопроводительном письме о направлении жалобы нижестоящему таможенному органу дается указание об информировании о результатах рассмотрения данной жалобы таможенного органа, которым жалоба была направлена по принадлежности, путем направления копии принятого решения. По поступлении копии принятого решения оно подлежит проверке на предмет его соответствия таможенному законодательству. Копия решения хранится в деле совместно с копией жалобы и документами о направлении ее по принадлежности.

Вышестоящий таможенный орган осуществляет анализ решений по жалобам, направленным по принадлежности, на предмет соблюдения законности, выявления проблем.

16. В случае поступления в таможенный орган (ФТС России) жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа по подчиненности на три уровня ниже (таможенный пост), в целях оптимизации сроков рассмотрения жалобы, исходя из содержания жалобы может быть принято решение о направлении жалобы для рассмотрения по принадлежности в любой из двух нижестоящих таможенных органов, правомочных рассмотреть жалобу (в региональное таможенное управление либо в таможню). При направлении жалобы в таможенный орган (в таможню), непосредственно вышестоящий по отношению к таможенному органу, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, этому таможенному органу дается указание об информировании о результатах рассмотрения жалобы его вышестоящего таможенного органа (региональное таможенное управление), а последнему направляется копия жалобы для последующей проверки на предмет соответствия таможенному законодательству решения, принятого нижестоящим таможенным органом (таможней).

17. При получении вышестоящим таможенным органом жалобы, формально подлежащей направлению по принадлежности в нижестоящий таможенный орган, но при изучении которой были установлены обстоятельства, влекущие безусловный отказ в ее рассмотрении по существу, в рассмотрении жалобы по существу должно быть отказано вышестоящим таможенным органом.

В этом случае лицу, обратившемуся с жалобой, разъясняется в какой таможенный орган ему следует обратиться после устранения обстоятельств, явившихся основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

Жалоба, содержащая ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования, направляется по принадлежности.

При наличии оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу в части и одновременно для направления жалобы по принадлежности для рассмотрения в другой части жалоба направляется по принадлежности. В сопроводительном письме на эти обстоятельства обращается внимание нижестоящего таможенного органа.

18. Таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа иного региона деятельности, обязан направить ее по принадлежности в таможенный орган, правомочный рассмотреть данную жалобу.

Таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенных органов двух и более регионов деятельности, обязан направить ее по принадлежности в ФТС России.

Таможня, получившая жалобу на решение, действие (бездействие) двух и более таможенных постов одного региона деятельности, в случае, если хотя бы один из них не подчинен данной таможне, обязана направить ее по принадлежности в региональное таможенное управление.

19. О направлении жалобы по принадлежности в вышестоящий таможенный орган, в нижестоящий таможенный орган либо в таможенный орган иного региона деятельности лицо, обратившееся с жалобой, уведомляется с указанием причин перенаправления жалобы и адреса таможенного органа, в который направлена жалоба.

 

V. Отказ в рассмотрении жалобы по существу

 

Отказ в рассмотрении жалобы на основании пункта 1 статьи 52

ТК России

 

20. При принятии решения об отказе в рассмотрении жалобы ввиду пропуска установленных сроков обжалования следует исходить из того, что жалоба считается поданной в срок, если она подана в вышестоящий таможенный орган непосредственно либо через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, либо отправлена по почте до истечения последнего дня срока, установленного статьей 48 ТК России. При этом, если жалоба подается заявителем непосредственно в таможенный орган нарочным, датой подачи считается дата регистрации жалобы в подразделении документационного обеспечения. Если заявитель направляет жалобу почтой, датой отправки считается дата, указанная на штемпеле, проставленном на конверте отделением связи. В случае направления жалобы посредством экспресс-перевозчиков датой отправки жалобы является дата, указанная на накладной, сопровождающей конверт с жалобой.

Когда отсутствует информация о дате получения лицом обжалуемого решения, необходимо принять меры для уточнения указанной даты через таможенный орган, направивший данное решение в адрес лица. В случае, если необходимая информация в таможенном органе отсутствует, следует исходить из того, что данное решение было получено лицом в течение сроков, установленных для пересылки и доставки письменной корреспонденции в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" и с Нормативами частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольными сроками пересылки письменной корреспонденции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. N 160.

Если заявителем обжалуется решение, действие (бездействие) таможенного органа, бывшее предметом первичного обжалования, срок для его обжалования следует исчислять с момента получения лицом решения таможенного органа по жалобе.

При решении вопроса о восстановлении пропущенного срока обжалования следует исходить из того, что возможность признания указанной заявителем причины уважительной должна определяться в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств. В качестве оснований для восстановления пропущенного срока могут служить обстоятельства, затруднившие своевременное получение информации об обжалуемом решении, действии (бездействии), либо обстоятельства, ставшие препятствием для обращения с жалобой в установленные сроки.

Заявление о восстановлении срока для подачи жалобы может быть подано как в виде самостоятельного документа, так и содержаться в тексте жалобы.

Восстановление срока для обжалования выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению и не требует вынесения отдельного решения. Причины отказа в восстановлении срока обжалования отражаются в решении об отказе в рассмотрении жалобы по существу.

21. В соответствии с пунктом 1 статьи 50 ТК России жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с жалобой. Подписанной считается жалоба, под текстом которой проставлена оригинальная собственноручная подпись лица, обратившегося с жалобой. Жалоба, поступившая по информационным системам общего пользования (факс, электронная почта), а также посредством телеграфной связи, считается поданной без соблюдения требования о ее подписании.

В рассмотрении такой жалобы должно быть отказано независимо от наличия ссылки в тексте жалобы на последующий досыл жалобы почтой. В случае поступления впоследствии данной жалобы, подписанной с соблюдением установленного порядка, лицо, обратившееся с жалобой, уведомляется о принятии жалобы к рассмотрению по существу и об исчислении срока ее рассмотрения с момента поступления почтового досыла.

22. В основу принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по причине нарушения требований к содержанию жалобы, установленных пунктом 2 статьи 50 ТК России, необходимости указания существа обжалуемого решения, действия (бездействия) могут быть положены результаты исследования сведений, содержащихся в жалобе, и представленных с ней документов.

Следует различать отсутствие в жалобе существа обжалуемого решения, действия (бездействия) и неподтверждение изложенных в жалобе обстоятельств, составляющих предмет обжалования. Если из текста жалобы не представляется возможным установить обстоятельства, позволяющие идентифицировать решение, действие (бездействие), с принятием, совершением (допущением) которого заявитель не согласен, такая жалоба не содержит существа обжалуемого решения, действия (бездействия) и в ее рассмотрении должно быть отказано на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 52 ТК России. Если факты, относящиеся к предмету обжалования, изложены в жалобе конкретно, однако не находят подтверждения в ходе ее рассмотрения, то есть когда юридический факт принятия обжалуемого решения, совершения действия (допущения бездействия) не установлен, таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по существу на основании статьи 45 ТК России в связи с отсутствием предмета обжалования.

При несоблюдении лицом, обратившимся с жалобой, требования пункта 2 статьи 50 ТК России о необходимости указания в жалобе местожительства физического лица, местонахождения юридического лица решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу принимается и регистрируется, однако лицу, обратившемуся с жалобой, не направляется. Данное решение хранится в материалах жалобы и выдается лицу при обращении в таможенный орган.

23. В случае отказа в рассмотрении жалобы в связи с принятием судом к рассмотрению жалобы аналогичного содержания либо вынесением по ней судебного решения информация об этом должна быть подтверждена копией определения (повестки) судебного органа либо судебного решения, поступившими из таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, в официальном порядке, в том числе в случаях, когда заявитель ссылается на указанные обстоятельства в жалобе.

Наряду с определением о принятии жалобы к судебному рассмотрению (повесткой) или судебным решением до принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу необходимо изучить содержание направленного в суд заявления с целью сопоставления предметов обжалования.

Наличие вступившего в законную силу решения суда не по существу обжалуемого в таможенном органе решения, действия (бездействия), но по обстоятельствам, имеющим юридическое значение для разрешения жалобы, не является основанием для отказа в ее рассмотрении. Вместе с тем при рассмотрении жалобы указанным обстоятельствам не может быть дана оценка, отличная от содержащейся в решении суда, в силу принципа обязательности судебного решения для всех государственных органов. Приведение в решении по жалобе доводов, дополнительных к изложенным в решении суда, при этом не исключается.

24. При поступлении жалобы, предметом которой является решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом, в рассмотрении такой жалобы должно быть отказано в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 52 ТК России.

В рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) организаций, не относящихся к числу государственных органов (складов временного хранения, таможенных перевозчиков, таможенных брокеров), также отказывается на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 52 ТК России, при этом дополнительно указывается в качестве основания отказа пункт 1 статьи 45 ТК России.

25. При установлении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 52 ТК России, в решении на основании соответствующего подпункта данного пункта статьи указывается об отказе в рассмотрении жалобы по существу.

26. Исходя из положений пункта 1 статьи 45 ТК России таможенные органы вправе рассматривать жалобы, поданные непосредственно лицами, права, свободы или законные интересы которых нарушены обжалуемым решением, действием (бездействием), которым созданы препятствия к их реализации либо на которых незаконно возложена какая-либо обязанность, либо поданные их представителями (законными представителями, адвокатами или иными лицами, осуществляющими юридическую помощь). Документы, подтверждающие полномочия представителя, или их заверенные копии должны быть приложены к жалобе.

Жалоба, поданная неуполномоченным лицом либо лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, предусмотренном законодательством, не может быть принята к рассмотрению.

При отказе в рассмотрении жалобы на основании того, что жалоба подана неуполномоченным лицом либо лицом, полномочия которого надлежащим образом не подтверждены, необходимо принимать во внимание следующее.

Жалоба, поданная в интересах юридического лица, может быть подписана единоличным исполнительным органом (генеральным директором, директором, президентом компании), то есть лицом, представляющим интересы организации в силу закона государства, в котором зарегистрировано юридическое лицо (например, в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 8 июля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), либо лицом, полномочия которого подтверждаются надлежащим образом оформленной доверенностью (копия доверенности заверяется выдавшим ее лицом либо нотариусом в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В интересах физического лица жалоба может быть подана законным представителем либо представителем по доверенности, адвокатом. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, или доверенностью в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Документы, составленные на иностранном языке либо удостоверенные компетентным органом иностранного государства, могут быть приняты в качестве подтверждающих полномочия лица, от имени которого подается жалоба, если они переведены на русский язык и легализованы или удостоверены путем проставления апостиля согласно порядку, установленному законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, когда такая легализация или удостоверение не требуется. Если вместе с жалобой в качестве подтверждения соответствующих полномочий предоставляется ксерокопия апостилированной доверенности либо иного документа, она должна быть надлежащим образом заверена, т.е. в этом случае заверена нотариусом на территории Российской Федерации.

При решении вопроса о подтверждении полномочий лица, подающего жалобу на основании доверенности, необходимо изучить ее содержание и установить, предусматривает ли круг полномочий, представленный доверителем, право на обращение с жалобой в таможенные органы.

В решении об отказе в рассмотрении жалобы по существу в качестве основания отказа необходимо ссылаться на подпункт 2 пункта 1 статьи 52 ТК России, при этом дополнительно указывается пункт 1 статьи 45 ТК России.

 

Отказ в рассмотрении жалобы, вытекающий из иных положений

главы 7 ТК России

 

27. Из пункта 1 статьи 45 ТК России следует невозможность рассмотрения жалобы, поданной лицом, права, свободы и законные интересы которого не нарушены, которому не созданы препятствия к их реализации и на которого не возлагалась какая-либо обязанность вследствие того, что обжалуемое решение, действие (бездействие) принималось, совершалось (допускалось) в отношении иного лица (например, в случае, когда декларирование товаров осуществлялось одним лицом, а жалобу подает лицо, которое приобрело этот товар после выпуска его в свободное обращение на территории Российской Федерации).

28. С учетом положений пункта 1 статьи 45 ТК России не может быть принята к рассмотрению жалоба на решение, действие (бездействие), по своему характеру не нарушающее прав, свобод или законных интересов заявителя, не создающее препятствий к их реализации и не возлагающее на него дополнительные обязанности (например, акт таможенной ревизии, заключение эксперта о качественных характеристиках товаров, письмо информационного характера).

29. Из пункта 1 статьи 45 ТК России вытекает также невозможность рассмотрения жалобы, в которой отсутствует предмет обжалования, то есть когда факт принятия таможенным органом решения, совершения действия (допущения бездействия) не подтвердился.

Обязательными условиями принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с отсутствием предмета обжалования является представление таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, документального подтверждения отсутствия факта принятия решения, совершения действия (допущения бездействия), а также непредставление заявителем соответствующих документов по запросу таможенного органа в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 50 ТК России.

30. При установлении обстоятельств, препятствующих принятию жалобы к рассмотрению, вытекающих из пункта 1 статьи 45 ТК России, в решении со ссылкой на данный пункт статьи указывается на отсутствие правовых оснований для рассмотрения жалобы по существу.

31. Жалоба не подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 7 ТК России, в случае обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов не в сфере таможенного дела, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования, не предусматривающий подачу жалобы в таможенные органы (например, действия дознавателя по уголовному делу, неисполнение судебного решения, возмещение материального ущерба). В этом случае в решении со ссылкой на пункт 3 статьи 46 ТК России указывается на отсутствие правовых оснований для рассмотрения жалобы по существу; лицо, обратившееся с жалобой, уведомляется о надлежащем порядке обжалования.

Если специальный порядок обжалования предусматривает подачу жалобы в таможенные органы (например, постановление по делу об административном правонарушении, действия при проведении оперативно-розыскных мероприятий), жалоба подлежит направлению для рассмотрения в соответствующее функциональное подразделение таможенного органа, уполномоченное на рассмотрение жалоб данной категории, без принятия решения об отказе в ее рассмотрении в порядке, предусмотренном главой 7 ТК России.

32. При поступлении в таможенный орган жалобы, аналогичной по содержанию жалобе, рассмотренной по существу этим либо вышестоящим таможенным органом, ее дальнейшая судьба, с учетом системной взаимосвязи положений пункта 1 статьи 46, пунктов 1 и 2 статьи 47, пункта 1 статьи 54, пункта 7 статьи 56 ТК России, определяется в зависимости от того, исчерпана ли возможность обращения с жалобой в таможенные органы. Если такая возможность не исчерпана, жалоба рассматривается как поданная через таможенный орган, в который она поступила, и направляется для рассмотрения в таможенный орган, правомочный рассмотреть жалобу. Если такая возможность исчерпана (имеется решение ФТС России), в рассмотрении поступившей жалобы по существу отказывается с указанием на возможность дальнейшего обжалования исключительно в судебном порядке.

 

Оформление отказа в рассмотрении жалобы

 

33. Решение об отказе в рассмотрении жалобы оформляется письмом таможенного органа, в котором заявителю со ссылкой на норму ТК России, иные нормативные правовые акты указываются основания отказа, разъясняется порядок обжалования.

Если таможенным органом будет установлено несколько обстоятельств, влекущих отказ в рассмотрении жалобы по существу либо являющихся препятствием для ее рассмотрения по существу, в решении об отказе приводятся все выявленные обстоятельства.

Если обстоятельства, послужившие основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу, носят устранимый характер, лицу, обратившемуся с жалобой, разъясняется право на повторное обращение с жалобой после устранения указанных обстоятельств в пределах сроков, установленных статьей 48 ТК России. Одновременно до сведения лица доводится возможность обращения с заявлением о восстановлении пропущенного срока обжалования.

34. Отказ в рассмотрении жалобы по существу не предполагает разъяснение лицу, обратившемуся с жалобой, каких-либо вопросов, касающихся оценки предмета обжалования.

35. Оригинал жалобы, а также копии документов, послуживших основанием для отказа в ее рассмотрении по существу, остаются в таможенном органе и хранятся вместе с материалами по жалобе. Возвращению заявителю подлежат оригиналы документов, приобщенных к жалобе, а также документы, просьба о возврате которых содержится в жалобе.

36. На этапе принятия жалобы к рассмотрению может быть принято решение об отказе в рассмотрении жалобы в части. В остальной части жалоба подлежит рассмотрению в установленном порядке, о чем уведомляется лицо при направлении решения об отказе. В этом случае при принятии решения по существу жалобы установочная часть решения по жалобе должна содержать информацию о том, в какой части и по какой причине было принято решение об отказе в рассмотрении жалобы.

37. Если жалоба не может быть принята к рассмотрению, но изложенные в ней обстоятельства свидетельствуют, что обжалуемое решение, действие (бездействие) не соответствует законодательству Российской Федерации и требует незамедлительного реагирования или проведения проверки, таможенный орган вправе проверить законность и обоснованность обжалуемого решения, действия (бездействия) в порядке ведомственного контроля на основании статьи 412 ТК России, для чего с документов, возвращаемых заявителю, могут быть сделаны необходимые копии. В этом случае при отказе в рассмотрении жалобы по существу таможенный орган может принять решение об извещении лица о планируемой проверке.

 

VI. Рассмотрение жалобы по существу

 

Запрос документов в таможенном органе

 

38. После принятия жалобы к рассмотрению таможенный орган, рассматривающий жалобу, направляет в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, запрос о представлении аргументированного заключения и подтверждающих материалов, за исключением случаев, когда жалоба поступила из нижестоящего таможенного органа вместе с аргументированным заключением и подтверждающими материалами.

При подготовке запроса необходимо установить предмет обжалования, исходя из которого формируется перечень вопросов, разрешение которых необходимо для полного, всестороннего и объективного рассмотрения жалобы по существу, а также перечень документов, указанных в жалобе, и иных документов, необходимых для рассмотрения жалобы по существу.

Запрос должен содержать в тексте пометку "срочно" либо конкретную дату его исполнения, а также способ, которым истребуемые документы должны быть направлены в таможенный орган, принявший жалобу к рассмотрению. При этом указывается, что документы должны быть направлены в копиях, заверенных таможенным органом.

В целях исключения возможности одновременного рассмотрения жалобы судом и вышестоящим таможенным органом следует в обязательном порядке запрашивать информацию об обращении заявителя в суд с жалобой аналогичного содержания, а при обращении лица в суд - запрашивать представление копий такой жалобы, определения суда о принятии жалобы к рассмотрению (повестки) или судебного решения. Одновременно в запросе дается указание о незамедлительном уведомлении таможенного органа, рассматривающего жалобу, о судебном обжаловании и направлении копий соответствующих документов в случае, если сведения об обращении лица с жалобой аналогичного содержания в суд будут выявлены после направления соответствующих материалов в вышестоящий таможенный орган.

Запрос направляется на имя начальника таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, электронной почтой или факсимильной связью с последующей досылкой. Одновременно с запросом направляется копия жалобы.

39. Аргументированное заключение, подписанное начальником таможенного органа, и подтверждающие материалы подготавливаются функциональным подразделением, должностным лицом которого было подготовлено обжалуемое решение, действие (бездействие), и обязательно визируется в правовом подразделении таможенного органа.

При подготовке аргументированного заключения следует исходить из вопросов, поставленных в запросе вышестоящего таможенного органа, а также из доводов жалобы. Ответы должны быть четкими, мотивированными и обстоятельными с представлением доводов таможенного органа по каждому доводу заявителя.

Запрашиваемые документы представляются в заверенных копиях и с оборотными сторонами (ГТД, платежные поручения, ДТС, КТС и др.)

40. Если обжалуется решение, действие (бездействие) таможенного органа, бывшее предметом первичного обжалования, подтверждающие материалы запрашиваются в таможенном органе, рассмотревшем первоначальную жалобу, в виде материалов жалобы. В таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, запрашивается аргументированное заключение по жалобе с указанием на то, что необходимые подтверждающие материалы запрошены в таможенном органе, рассмотревшем первоначальную жалобу.

После рассмотрения жалобы представленные материалы жалобы возвращаются в таможенный орган, из которого они были истребованы. В деле по жалобе таможенного органа, рассмотревшего вторичную жалобу, остаются необходимые копии.

 

Запрос документов у лица, обратившегося с жалобой

 

41. В соответствии с пунктом 3 статьи 50 ТК России у лица, обратившегося с жалобой, могут быть запрошены документы, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в этой жалобе, при одновременном соблюдении следующих условий:

лицо, обратившееся с жалобой, ссылается на эти документы как на подтверждающие обстоятельства, указанные в жалобе;

предоставление указанных документов имеет существенное значение для рассмотрения указанной жалобы, принятие без них решения по жалобе невозможно или затруднительно;

указанные документы отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого обжалуется.

Запрос должен содержать:

правовое основание для направления запроса;

перечень запрашиваемых документов;

указание на то, что запрашиваемые документы имеют существенное значение для рассмотрения жалобы и отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого обжалуется;

ссылка на обстоятельства, указанные в жалобе, которые могут быть подтверждены данными документами;

последствия непредставления запрашиваемых документов;

указание на то, что срок рассмотрения жалобы приостанавливается до предоставления лицом, обратившимся с жалобой, запрошенных таможенным органом документов, но не более чем на три месяца.

Одновременно заявителю может быть предложено уточнить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения жалобы.

42. В порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 50 ТК России, не могут быть запрошены, в частности, документы:

с целью определения предмета обжалования;

подтверждающие полномочия лица, обратившегося с жалобой;

подтверждающие соблюдение сроков обжалования либо уважительность причин пропуска этого срока;

поскольку отсутствие данных сведений в жалобе должно влечь решение об отказе в ее рассмотрении по существу.

 

Выработка правовой позиции по существу жалобы

 

43. Оценка обжалуемого решения, действия (бездействия) на предмет соответствия законодательству Российской Федерации и выработка правовой позиции по существу жалобы осуществляется путем:

проверки наличия правовых оснований для принятия решения, совершения действия (допущения бездействия);

проверки соблюдения таможенным органом процедуры принятия решения, совершения действия, установленной таможенным законодательством;

проверки полномочий лиц, принявших обжалуемое решение, совершивших обжалуемое действие, на принятие данного решения, совершение указанного действия.

44. Формы и порядок участия функциональных подразделений в выработке правовой позиции по существу жалобы определяется Инструкцией о порядке взаимодействия правовых подразделений с функциональными подразделениями таможенных органов при рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, утвержденной Приказом ФТС России от 30 июля 2009 г. N 1378.

 

Рассмотрение жалобы с выездом в таможенный орган, решение,

действие (бездействие) которого обжалуется

 

45. С целью повышения эффективности рассмотрения жалоб по наиболее важным и сложным вопросам, а также при наличии повторяющихся нарушений таможенным органом, рассматривающим жалобу, в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" может быть принято решение о рассмотрении жалобы с выездом в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется (рассмотрение жалобы с выездом на место).

46. Рассмотрение жалобы с выездом на место проводится с целью выяснения обстоятельств, изложенных в жалобе, с привлечением должностных лиц таможенного органа, участвовавших в принятии обжалуемого решения, совершении обжалуемого действия (допущении бездействия), а также лиц из начальствующего и руководящего состава таможенного органа, ответственных за контроль и организацию работы по направлению деятельности, в рамках которой принято решение, совершено действие (допущено бездействие), являющееся предметом обжалования.

47. Решение по существу жалобы может быть принято на месте рассмотрения жалобы. В этом случае либо подготавливается полный текст решения либо оглашается резолютивная часть решения по жалобе, а полный текст решения подготавливается после рассмотрения жалобы и направляется лицу и в таможенный орган в срок, установленный статьей 55 ТК России. При этом вводная часть решения должна содержать сведения о том, что жалоба рассматривалась с выездом в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется.

 

VII. Процедуры, сопровождающие рассмотрение жалобы

 

Приостановление исполнения обжалуемого решения, действия

 

48. В соответствии с пунктом 2 статьи 51 ТК России в ходе рассмотрения жалобы таможенный орган рассматривает вопрос о целесообразности приостановления исполнения обжалуемого решения, действия.

Решение о приостановлении исполнения решения, действия оформляется на бланке письма таможенного органа и направляется в таможенный орган, решение или действие которого обжалуется.

О принятом решении о приостановлении исполнения обжалуемых решения, действия письменно уведомляется лицо, обратившееся с жалобой.

49. Отмена решения о приостановлении исполнения обжалуемого решения не требуется, так как исполнение приостанавливается до принятия решения по существу жалобы.

50. Если в процессе рассмотрения жалобы принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу либо принятии отзыва жалобы, в решении об отказе в рассмотрении жалобы по существу или письме о принятии отзыва жалобы и прекращении ее рассмотрения указывается о прекращении приостановления исполнения решения, действия.

 

Приостановление срока рассмотрения жалобы

 

51. Запрос документов в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 50 ТК России, влечет за собой приостановление срока рассмотрения жалобы.

Датой приостановления срока рассмотрения жалобы является дата направления запроса лицу, обратившемуся с жалобой.

Датой возобновления срока рассмотрения жалобы является дата поступления в таможенный орган запрошенных документов (их регистрации в установленном порядке (дата регистрации входящего номера проставляется в отделе документационного обеспечения)) либо дата истечения трехмесячного срока приостановления рассмотрения жалобы, если документы не поступили.

Дополнительного принятия решения о приостановлении срока рассмотрения жалобы либо о возобновлении его течения не требуется.

 

Продление срока рассмотрения жалобы

 

52. В соответствии с пунктом 1 статьи 55 ТК России жалоба должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Течение срока рассмотрения жалобы начинается со дня ее поступления в таможенный орган (ее регистрации в установленном порядке (дата регистрации входящего номера проставляется в отделе документационного обеспечения)). При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем еще на один месяц.

Решение о продлении срока рассмотрения жалобы принимается начальником таможенного органа, рассматривающего жалобу, в виде резолюции на докладной записке должностного лица, ходатайствующего о продлении срока рассмотрения жалобы.

Докладная записка с ходатайством о продлении срока рассмотрения жалобы должна содержать:

наименование заявителя;

дату поступления жалобы в таможенный орган и входящий номер;

краткое изложение существа обжалованного решения, действия (бездействия);

сведения о стадии, в которой находится рассмотрение жалобы;

причины продления срока рассмотрения жалобы;

правовое основание для продления срока рассмотрения жалобы;

дату, до которой необходимо продлить срок рассмотрения жалобы.

Продление срока рассмотрения жалобы должно быть совершено до истечения срока рассмотрения жалобы, установленного пунктом 1 статьи 55 ТК России.

Таможенный орган обязан известить лицо, подавшее жалобу, о продлении срока рассмотрения жалобы письмом, в котором указываются причины продления срока и дата, до которой продлен срок рассмотрения жалобы.

 

Отказ в рассмотрении жалобы по существу в ходе рассмотрения

 

53. В случае обнаружения в ходе исследования материалов жалобы обстоятельств, которые не могли быть установлены на этапе принятия жалобы к рассмотрению, свидетельствующих о невозможности дальнейшего рассмотрения жалобы и принятия по ней решения по существу, принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы полностью либо в части. В этом случае решение должно быть принято в течение трех дней с даты поступления документов, свидетельствующих о наличии оснований, препятствующих рассмотрению жалобы, в том числе после продления сроков рассмотрения жалобы и уведомления об этом лица.

54. В случае наличия основания для отказа в рассмотрении жалобы в части, при смысловой неразрывности решения об отказе в рассмотрении жалобы и решения по существу жалобы, решение об отказе в рассмотрении жалобы в части может быть изложено непосредственно в резолютивной части решения по существу жалобы с указанием оснований его принятия в мотивировочной части решения.

55. Копия решения об отказе в рассмотрении жалобы, принятом в ходе исследования материалов жалобы, в случае оформления его отдельным письмом направляется в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется.

 

Отзыв жалобы

 

56. Предусмотренный статьей 53 ТК России отзыв жалобы может быть принят таможенным органом, если он оформлен с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 50 ТК России для подачи жалобы (письменная форма и наличие подписи лица, обратившегося с заявлением об отзыве жалобы).

Лицо, обратившееся с заявлением об отзыве жалобы посредством информационных систем общего пользования (факс, электронная почта), а также посредством телеграфной связи, незамедлительно уведомляется о невозможности его рассмотрения до поступления заявления об отзыве с соблюдением требований к его подписанию, независимо от наличия ссылки в тексте заявления об отзыве на последующий его досыл почтой. В этом случае рассмотрение жалобы продолжается до поступления почтового досыла заявления об отзыве жалобы.

57. В случае, если жалоба, поданная заявителем, отзывается другим лицом, таможенный орган, рассматривающий жалобу, обязан удостовериться в наличии правомочий у такого лица. В случае направления отзыва жалобы не уполномоченным лицом в его адрес направляется письмо, в котором со ссылкой на пункт 1 статьи 53 и пункт 1 статьи 45 ТК России разъясняется о невозможности принятия отзыва жалобы. В данном случае об отказе в принятии отзыва уведомляется также лицо, в интересах которого подана жалоба.

58. О принятии отзыва жалобы и прекращении ее рассмотрения письмом таможенного органа информируется лицо, обратившееся с заявлением, с разъяснением права на подачу повторной жалобы в пределах сроков, установленных статьей 48 ТК России.

Копия письма таможенного органа о принятии отзыва жалобы направляется для сведения в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжаловалось.

Заявление об отзыве и копия письма таможенного органа о принятии отзыва жалобы подшиваются в дело по жалобе.

59. Удовлетворение заявления об отзыве жалобы является обстоятельством, исключающим право таможенного органа, рассматривающего жалобу, на принятие решения по жалобе. Вместе с тем отзыв жалобы не лишает вышестоящий таможенный орган права проверить правомерность принятого решения, совершенного действия (бездействия) в порядке ведомственного контроля в соответствии со статьей 412 ТК России.

 

VIII. Решение по жалобе

 

Вопросы, относящиеся к принятию решения по жалобе

 

60. Решение по жалобе принимается по форме, утвержденной Приказом ФТС России от 25 ноября 2009 г. N 2133 "Об утверждении форм решения по жалобе и акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке".

61. Решение таможенного органа по жалобе состоит из вводной, установочной, мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть должна содержать реквизиты поступившей жалобы со всеми дополнениями к ней. Обозначаемый в вводной части круг обжалуемых решений, действий (бездействия) должен совпадать с решениями, действиями (бездействием), правомерности которых дается оценка в резолютивной части решения по жалобе.

Установочная часть должна содержать описание существа предмета обжалования, реквизиты обжалуемых решений, краткое содержание доводов заявителя, имеющих правовой характер, доводов и оснований принятого решения, совершенного действия (допущенного бездействия), обстоятельств его принятия, совершения (допущения), описание имеющих юридическое значение событий, предшествовавших принятию решения, совершению действия (допущению бездействия), иных обстоятельств, установленных при рассмотрении жалобы, а также сведения, отражающие процессуальную сторону рассмотрения жалобы (отказ в рассмотрении жалобы в части, продление либо приостановление срока рассмотрения жалобы, если он продлевался либо приостанавливался и др.).

Мотивировочная часть содержит правовую оценку решения, действия (бездействия), которое является предметом обжалования, доводы и основания принятого решения, совершенного действия (допущенного бездействия), аргументированные ссылками на нормы ТК России и иные нормативные правовые акты во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами, установленными при рассмотрении жалобы. При этом в обоснование принятого решения не допускаются ссылки на письма разъяснительного характера.

В случае отказа в удовлетворении жалобы в этой части решения должна быть дана оценка также каждому доводу правового характера, изложенному в жалобе.

В мотивировочной части решения по жалобе указываются только те процессуальные нарушения, допущенные таможенным органом, которые служат основанием для принятия решения по жалобе либо на основе которых в решении делаются выводы, имеющие значение для его принятия. На выявленные при рассмотрении жалобы иные нарушения внимание таможенного органа может быть обращено в письме, сопровождающем направление решения.

Резолютивная часть содержит формализованное решение таможенного органа, предусмотренное пунктами 2 и 3 статьи 56 ТК России, с указанием, какие именно решения, действия (бездействие) признаны правомерными (неправомерными) исходя из определенного предмета обжалования.

Если в результате отмены обжалованного решения или признания неправомерным обжалованного действия (бездействия) должно быть принято новое решение или приняты меры в целях устранения допущенных нарушений, в резолютивной части указывается, какое новое решение или какие меры должны быть приняты таможенным органом, рассмотревшим жалобу, если их принятие относится к его компетенции, либо указывается, какое новое решение или какие меры должны быть приняты таможенным органом, решение которого признано неправомерным и отменено, либо действие (бездействие) которого признано неправомерным, и устанавливается срок реализации решения со ссылкой на пункт 4 статьи 56 ТК России.

Резолютивная часть решения не должна содержать указаний о принятии мер, не связанных с устранением последствий решения, действия (бездействия), признанного неправомерным, рекомендаций общего характера, указаний о применении мер дисциплинарного воздействия.

62. Устранение в ходе рассмотрения жалобы нарушений, послуживших основанием для обжалования решения, действия (бездействия), не является обстоятельством, исключающим принятие решения по существу жалобы. В этом случае в мотивировочной части указывается, кем и какие меры были приняты, а в резолютивной части - на отсутствие необходимости принятия дополнительных мер в связи с устранением допущенных нарушений.

63. При указании сведений о порядке обжалования принятого решения указывается:

для физических лиц - ссылка на статью 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации;

для юридических лиц - ссылка на статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При разъяснении порядка обжалования приводятся положения этих статей, а при наличии возможности - также наименования конкретных судов и их адреса.

64. При принятии решения по жалобе, поданной несколькими заявителями, либо если предметом обжалования являются решения, действия (бездействие) нескольких таможенных органов, возможно вынесение решений в количестве, равном количеству заявителей либо количеству таможенных органов.

 

IX. Направление и исполнение решения по жалобе

 

65. Регистрация решений по жалобам осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке регистрации решений по жалобам на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, утвержденной Приказом ГТК России от 25 ноября 2004 г. N 324.

66. В адрес заявителя копия решения по жалобе направляется с сопроводительным письмом. При необходимости лицу, обратившемуся с жалобой, в письме могут быть даны разъяснения положений таможенного законодательства, связанные с последующей реализацией решения по жалобе либо направленные на устранение предпосылок, способствующих возникновению аналогичных споров.

67. В таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого было предметом обжалования, с сопроводительным письмом направляются:

в случае удовлетворения жалобы - оригинал решения по жалобе;

в случае отказа в удовлетворении жалобы - копия решения по жалобе.

68. В случаях, когда в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 56 ТК России решение по жалобе содержит указание таможенному органу, решение которого признано неправомерным и отменено, принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации либо предпринять меры, направленные на устранение допущенных нарушений, в сопроводительном письме о направлении решения устанавливается срок информирования вышестоящего таможенного органа о действиях по реализации решения по жалобе. Таможенный орган, вынесший решение по жалобе, осуществляет контроль за сроками и полнотой реализации решения по жалобе.

69. Результаты рассмотрения ФТС России жалобы на решение, действие (бездействие) таможни, таможенного поста доводятся также до соответствующего регионального таможенного управления, таможни.

Региональное таможенное управление доводит результаты рассмотрения жалобы до таможни в случае, если предметом жалобы являлись решение, действие (бездействие) таможенного поста.

Информирование о результатах рассмотрения жалобы производится путем направления в соответствующий таможенный орган копии решения по жалобе.

70. После поступления решения вышестоящего таможенного органа по жалобе оно должно быть доведено начальником таможенного органа до сведения должностных лиц функционального подразделения, должностное лицо (должностные лица) которого непосредственно причастно(ы) к принятию обжалованного решения, совершению обжалуемого действия (допущению обжалуемого бездействия). Решение доводится для исполнения и/или учета в дальнейшей деятельности.

Удовлетворение требований заявителя не влечет в обязательном порядке привлечение указанного должностного лица к дисциплинарной ответственности, если принятие таких мер не инициировано таможенным органом, рассмотревшим жалобу, на основании пункта 5 статьи 56 ТК России. Однако начальник таможенного органа решение, действие (бездействие) которого было признано неправомерным, вправе привлечь указанное должностное лицо к дисциплинарной ответственности по своему усмотрению.

71. Если решение по жалобе предусматривает возложение обязанности на таможенный орган по принятию нового решения в соответствии с законодательством Российской Федерации либо определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, таможенный орган в соответствии с пунктом 4 статьи 56 ТК России в течение 10 дней с момента поступления указанного решения или в иной установленный в решении срок должен принять меры для реализации решения по жалобе.

Об исполнении решения по жалобе докладывается вышестоящему таможенному органу, принявшему решение по жалобе и осуществляющему контроль за реализацией решения по жалобе, с приложением копий документов, подтверждающих принятие соответствующих решений, совершенных действий.

72. Таможенный орган, получивший решение вышестоящего таможенного органа по жалобе (оригинал или копию, в зависимости от характера принятого решения), хранит данное решение вместе с обжалованным решением либо вместе с документами, относящимися к обжалованным действиям (бездействию).

Дополнительно копии таких решений должны храниться в правовом отделе таможенного органа.

По усмотрению начальника функционального подразделения копии решений по жалобам, имеющих общий характер, могут храниться также в делах функционального подразделения совместно с актами, регламентирующими данное направление деятельности.

 

X. Дополнительные положения

 

73. Вышестоящие таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением порядка рассмотрения жалоб нижестоящими таможенными органами, анализируют содержание поступающих жалоб, принимают меры по выявлению и устранению причин допускаемых нарушений прав, свобод и законных интересов лиц, обратившихся с жалобами.

При выявлении при принятии решения по жалобе причин и условий, способствующих нарушению прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося с жалобой, не связанных с виновными действиями конкретных должностных лиц, должностное лицо таможенного органа, принимающее решение по жалобе, информирует об этом руководство таможенного органа или иных должностных лиц таможенного органа согласно их компетенции.

В случае повторения неправомерных решений, действий (бездействия) в тех же таможенных органах в отношении того же или иного лица при аналогичных обстоятельствах вышестоящий таможенный орган принимает меры по заслушиванию начальников таможенных органов на совещаниях у руководства вышестоящего таможенного органа и при наличии к тому оснований принимает меры, предусмотренные пунктом 5 статьи 56 ТК России.

74. Настоящие Методические рекомендации распространяются также на случаи обжалования в вышестоящий таможенный орган в соответствии с пунктом 7 статьи 56 ТК России решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы.

Предметом обжалования в этом случае является не только решение по жалобе, но и первоначальное решение, действие (бездействие) таможенного органа, оценка правомерности которого дана в обжалуемом решении таможенного органа по жалобе, за исключением случаев, когда лицо выражает несогласие исключительно с решением вышестоящего таможенного органа по жалобе.

75. При поступлении дополнения к жалобе до ее разрешения по существу решение принимается с учетом дополнительных доводов заявителя. Дополнение к жалобе, поступившее после принятия решения по жалобе, приобщается к материалам жалобы и ответа не требует.

Обращение, озаглавленное как дополнение к жалобе, содержащее самостоятельный предмет обжалования, рассматривается в качестве самостоятельной жалобы независимо от этапа, на котором оно поступило.

76. Вся переписка в связи с рассмотрением жалобы ведется с лицом, обратившимся с жалобой. Об отказе в принятии отзыва жалобы в случаях, предусмотренных пунктом 57 настоящих Методических рекомендаций, дополнительно уведомляется лицо, в интересах которого жалоба была подана.

 

XI. Формирование дел

 

77. Материалы по жалобам формируются в номенклатурные дела, предусмотренные Инструкцией о порядке регистрации решений по жалобам на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, утвержденной Приказом ГТК России от 25 ноября 2004 г. N 324.

78. В материалы соответствующей жалобы формируются также:

- документы, свидетельствующие о реализации решения по жалобе;

- результаты рассмотрения вышестоящим таможенным органом или судом жалобы, поданной на решение таможенного органа по жалобе.

79. Материалы по рассмотрению жалоб по существу формируются отдельно от материалов по жалобам, в рассмотрении которых по существу отказано, направленным по принадлежности, а также отозванным заявителем.

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024