| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков; о расхождениях в значении площади земельного участка при кадастровом учете; о распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной или государственной собственности.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 6 ноября 2009 г. N Д23-3668

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам, возникающим при осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков и распоряжении земельными участками, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Кроме того, информации, содержащейся в обращении, недостаточно для подготовки ответа по существу. Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. По вопросу осуществления государственного кадастрового учета земельных участков.

Отношения по государственному кадастровому учету объектов недвижимости регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). В частности, согласно ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением сведений об объекте недвижимости, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Также необходимо отметить, что в силу ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (1 марта 2008 г.) или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В случае если сведения о ранее учтенном земельном участке отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, такие сведения согласно ч. 7 ст. 45 Закона о кадастре могут быть включены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления заинтересованного лица (правообладателя) и документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок.

2. По вопросу о расхождениях в значении площади земельного участка.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

3. По вопросу о распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной или государственной собственности (в том числе государственной собственности до ее разграничения).

В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Следовательно, в случае ликвидации юридического лица, которому на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок, указанное право на земельный участок прекращается и земельный участок становится свободным от прав третьих лиц. При этом необходимо отметить, что прекращение права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок не влечет прекращение существования земельного участка. В соответствии с гл. I.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки прекращают свое существование со дня государственной регистрации прав на образуемые из них земельные участки.

Предоставление земельного участка, свободного от прав третьих лиц, осуществляется по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности (федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации либо в государственной собственности до ее разграничения), а также в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Одновременно сообщаем, что согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

- изъятия земельных участков из оборота;

- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, определен Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.

 

Заместитель директора

Департамента недвижимости

В.В.АБРАМЧЕНКО

06.11.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024