| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об установленных в соответствии с законодательством РФ зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе охранных и санитарно-защитных зонах; о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости об указанных зонах и земельных участках, включенных в границы таких зон.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 17 декабря 2009 г. N 22066-ИМ/Д23

 

В связи с многочисленными обращениями, поступающими в Минэкономразвития России, по вопросам, связанным с внесением в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастр) сведений об установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе охранных и санитарно-защитных зонах (далее - зоны), сообщаем следующее.

1. Состав сведений кадастра о зонах определен ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). К указанным сведениям в том числе относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении зон (далее - решение об установлении зон), реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.

Статьей 15 Закона о кадастре установлена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона либо отменяется установление зоны, представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведения.

Вместе с тем в действующем законодательстве отсутствуют единые подходы к правовому регулированию порядка установления зон. В частности, для отдельных видов зон не определены органы, уполномоченные принимать решения об установлении зон.

В связи с этим необходимо отметить, что применительно к землям промышленности и иного специального назначения п. 5 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено Земельным кодексом, определяется:

1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

Полагаем, что органы, уполномоченные принимать решения об установлении соответствующих зон, могут быть определены в актах Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, изданных в соответствии с вышеуказанными положениями Земельного кодекса.

Кроме того, в ряде случаев действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9).

При таких обстоятельствах, по мнению Минэкономразвития России, в качестве основания для внесения в кадастр сведений о зоне (решения об установлении зоны) могут выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида, и документы, описывающие местоположение границы соответствующей зоны.

2. Сведения о зонах вносятся в кадастр в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее - Положение).

При этом необходимо отметить, что участниками информационного взаимодействия при ведении кадастра являются соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако в ряде случаев лицами, заинтересованными во внесении в кадастр сведений о зонах, являются правообладатели объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны (далее - заинтересованное лицо).

В связи с этим, по мнению Минэкономразвития России, предусмотренные Положением документы, необходимые для внесения в кадастр сведений о зоне, могут быть представлены в орган кадастрового учета заинтересованным лицом. Полномочия указанного лица на обращение в орган кадастрового учета могут быть основаны на доверенности, оформленной в установленном порядке органом, принявшим решение об установлении соответствующей зоны, или правовом акте такого органа. При этом нотариального удостоверения указанной доверенности не требуется.

3. В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и другими федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах. В соответствии с п. 6 ст. 56 Земельного кодекса ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона о кадастре сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).

Таким образом, внесение сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права.

Кроме того, исходя из положений Закона о кадастре внесение сведений о зоне в кадастр не является основанием для осуществления государственного кадастрового учета частей земельных участков, входящих в границы такой зоны.

Учитывая изложенное, по мнению Минэкономразвития России, государственный кадастровый учет частей земельных участков может быть осуществлен в соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона о кадастре на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, при условии наличия в указанных документах необходимых сведений об образуемых частях земельных участков либо в соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре на основании заявлений о государственном кадастровом учете частей земельных участков и необходимых для такого учета документов, предусмотренных ст. 22 Закона о кадастре.

4. По вопросу предоставления сведений кадастра о зонах и земельных участках, включенных в границы таких зон, полагаем необходимым отметить следующее.

В соответствии со ст. 14 Закона о кадастре сведения, внесенные в кадастр, предоставляются в виде:

- копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в кадастр;

- кадастровой выписки об объекте недвижимости;

- кадастрового паспорта объекта недвижимости;

- кадастрового плана территории;

- кадастровой справки.

Указанные документы, за исключением кадастрового плана территории, содержат сведения только об объектах недвижимости.

Таким образом, сведения о зоне могут быть предоставлены в виде кадастрового плана территории в границах кадастрового квартала (в том числе в виде кадастрового плана территории в границах условного кадастрового квартала).

Сведения о включении определенного земельного участка в границы зоны могут быть предоставлены в виде кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке с указанием в строке 16 разд. В.1 кадастрового паспорта либо в строке 16 разд. КВ.1 кадастровой выписки индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и тому подобного) такой зоны. Если в границы указанной зоны включается только часть земельного участка, в кадастровый паспорт или кадастровую выписку также вносится соответствующая информация, содержащая индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) такой зоны. При этом, если государственный кадастровый учет части земельного участка не осуществлен, дополнительно в строке 16 указывается, что в кадастре отсутствуют сведения о части земельного участка, входящей в зону. При этом в разд. В.2 кадастрового паспорта или кадастровой выписки границы зоны отображаются при наличии соответствующей технической возможности.

Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Росреестра.

 

И.Е.МАНЫЛОВ

17.12.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024