| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О законодательном регулировании договора аренды лесного участка, используемого в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 26 марта 2010 г. N Д23-1028

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение ООО по вопросу аренды лесного участка, используемого в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях, и в пределах компетенции сообщает.

В прилагаемой к письму копии искового заявления, поданного территориальным управлением Росимущества в арбитражный суд области, указано на ничтожность договора аренды в силу того, что участок лесного фонда на момент заключения договора аренды с ООО находился на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФГОУ ВПО.

В качестве обоснования данной позиции приводятся положения п. 3 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и п. 4 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), которыми установлен запрет на распоряжение земельными участками для организаций, которым такие участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В то же время, по мнению Департамента недвижимости, ссылка на п. 3 ст. 264 Гражданского кодекса и п. 4 ст. 20 Земельного кодекса в части обоснования исковых требований некорректна по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) в редакции, действовавшей в 2005 г., к участкам лесного фонда относились участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. При этом устанавливалось, что границы участков лесного фонда должны были быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). Кроме того, в соответствии с абз. 3 указанной статьи к участкам лесного фонда и правам пользования ими применялись положения гражданского законодательства Российской Федерации об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не было установлено Лесным кодексом.

Указанные положения законодательства и особый порядок формирования, а также учета участков лесного фонда не позволяли на тот момент отождествлять участки лесного фонда с такими объектами недвижимости, как земельные участки, для учета и формирования которых, помимо Земельного кодекса, в 2005 г. действовали Федеральные законы от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Следует также отметить, что два вышеуказанных Федеральных закона не распространялись на отношения по формированию и учету участков лесного фонда. Формирование участков лесного фонда осуществлялось в результате проведения лесоустройства (ст. 72 Лесного кодекса), а сами лесные участки подлежали учету в особом реестре - лесном кадастре.

Таким образом, до 2007 г. в законодательстве Российской Федерации проводилось различие между понятиями "земельный участок" и "участок лесного фонда". При этом лесные участки выступали самостоятельными объектами гражданских прав. В связи с этим, по мнению Департамента недвижимости, применение к отношениям, связанным с передачей в аренду участков лесного фонда, правил оборота земельных участков (ст. ст. 268, 269 Гражданского кодекса, ст. 20 Земельного кодекса) некорректно.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Лесного кодекса для аренды участков лесного фонда применялись нормы Лесного кодекса, гражданского законодательства и Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345. При передаче участков лесного фонда в аренду должно было применяться только лесное и гражданское законодательство, что исключает применение к анализируемому случаю норм ст. 20 Земельного кодекса.

 

Директор

Департамента недвижимости

А.И.ИВАКИН

26.03.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018