| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Об отсутствии оснований для проведения кадастровых работ и изготовления межевого плана для государственной регистрации прав на ранее учтенные земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства; о порядке получения дубликата либо архивной выписки в случае утраты правообладателем оригинала правоустанавливающих документов на землю.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 июля 2010 г. N Д23-2892

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.

Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям установлены ст. ст. 14, 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ). Полномочия органов управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением определены в гл. V Закона N 66-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 28 Закона N 66-ФЗ граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

При этом согласно п. 5 ст. 18 Закона о регистрации копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Кроме того, с 01.03.2010 отменено требование об обязательном представлении непосредственно заявителями на государственную регистрацию прав кадастровых паспортов земельных участков (соответствующие положения исключены из ст. ст. 17 и 25.2 Закона о регистрации).

Вместе с тем согласно п. 1.2 ст. 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В частности, такое исключение предусмотрено ч. 11 ст. 45 Закона о кадастре для ранее учтенных земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства.

При этом согласно ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения, признается юридически действительным и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре.

Таким образом, при наличии оснований считать земельный участок ранее учтенным проведение кадастровых работ (и изготовление межевого плана) для государственной регистрации прав на такой земельный участок не требуется.

По мнению Росреестра, в случае утраты правообладателем оригинала государственного акта о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, свидетельства о праве собственности на землю и невозможности получить в соответствующем органе государственной власти или органе местного самоуправления, уполномоченном распоряжаться земельными участками, его дубликат либо архивную выписку из распорядительного документа (постановления, распоряжения) органа, уполномоченного распоряжаться земельными участками, о предоставлении земельного участка в связи с утратой архива соответствующего органа полагаем возможным обращаться в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, в порядке, установленном ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, либо воспользоваться одним из способов защиты гражданских прав, установленных ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Кроме того, необходимо отметить, что соответствующий государственный акт, свидетельство, копия распорядительного документа органа, уполномоченного распоряжаться земельными участками, о предоставлении земельного участка могут находиться в архиве органа кадастрового учета. При этом в соответствии со ст. 14 Закона о кадастре сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), могут предоставляться по запросам заявителей в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в ГКН. По заявлениям граждан, заинтересованных в выдаче копий документов, на основании которых сведения о земельных участках были внесены в ГКН, выдаваемые копии документов заверяются в соответствии с требованиями заверения копий, предусмотренными Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями и организациями копий документов, касающихся прав граждан".

Согласно п. 1 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений (в том числе посредством направления запросов для получения недостающих сведений).

В этом случае на основании соответствующего запроса государственного регистратора подразделение по кадастровому учету территориального органа Росреестра может направить (представить) подлинный документ, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в ГКН, в подразделение по регистрации прав территориального органа Росреестра в порядке внутриведомственного взаимодействия (с последующим "возвратом" в архив).

Вместе с тем такой способ получения оригинала правоустанавливающего (правоудостоверяющего) документа и проведения на этом основании государственной регистрации прав не может обеспечить права и законные интересы третьих лиц (и, соответственно, гарантировать зарегистрированное право заявителя). В частности, оригинал свидетельства о праве собственности на землю может находиться у третьего лица на законных основаниях в связи с переходом к нему права до введения в действие Закона о регистрации (до 31.01.1998) или в иных случаях, с которыми закон связывает момент возникновения права.

Таким образом, по мнению Росреестра, легализация указанного способа получения правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов требует законодательного регулирования.

 

Директор

Департамента недвижимости

А.И.ИВАКИН

29.07.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018