| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О составлении экспертом-оценщиком заключения по вопросу определения рыночной стоимости объекта в рамках судопроизводства; об осуществлении контроля и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 8 октября 2010 г. N Д06-3461

 

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение о составлении заключения эксперта оценщиком в рамках судопроизводства и сообщает следующее.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение о Министерстве), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.

1. Относительно просьбы рассматривать как отчет об оценке раздел заключения эксперта, касающийся определения рыночной стоимости, сообщаем.

В соответствии с Положением о Министерстве в компетенцию Минэкономразвития России не входят полномочия о признании заключения эксперта (раздела заключения эксперта) отчетом об оценке.

Дополнительно стоит отметить, что в рамках гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства эксперт привлекается в соответствии с положениями процессуального законодательства Российской Федерации, а также Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ). Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла. Согласно ст. 25 Закона N 73-ФЗ на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его.

Согласно Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под профессиональной деятельностью, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости, понимается оценочная деятельность. Закон N 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

По мнению Департамента, в случае постановки перед экспертом вопроса по определению рыночной стоимости объекта деятельность эксперта осуществляется в соответствии как с законодательством об оценочной деятельности, так и с положениями процессуального законодательства Российской Федерации и Законом N 73-ФЗ.

В соответствии со ст. 204 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заключении указываются в том числе содержание и результаты исследований с указанием примененных методик. Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта, также прилагаются к заключению и служат его составной частью.

Согласно ст. 25 Закона N 73-ФЗ эксперт государственного судебно-экспертного учреждения в заключении также должен отразить содержание и результаты исследований с указанием примененных методов и приложить материалы, иллюстрирующие это заключение.

Таким образом, при постановке вопроса по определению рыночной стоимости в рамках судопроизводства эксперт-оценщик, по мнению Департамента, должен приложить к своему заключению отчет об оценке как материал, иллюстрирующий это заключение. В свою очередь, отчет об оценке должен соответствовать Закону N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки (Приказы Минэкономразвития России от 20.07.2007 N N 254, 255, 256) и стандартам и правилам саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик.

В настоящее время отсутствует законодательное закрепление возможности распространения положений ст. 24.3 Закона N 135-ФЗ на проверку заключения, составленного экспертом-оценщиком в рамках судопроизводства. Однако саморегулируемые организации оценщиков в рамках положений ст. 24.3 Закона об оценочной деятельности могут осуществлять проверку отчета об оценке, в том числе составленного в рамках гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства.

2. В ответ на просьбу рекомендовать сделать профессиональную проверку выводов оценщика на соответствие федеральным законам и стандартам сообщаем, что в рамках Закона N 135-ФЗ, в частности ст. 18, предусмотрено несколько уровней регулирования оценочной деятельности:

государственное регулирование в части надзора и нормативно-правового регулирования, осуществляемое федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации;

регулирование Национальным Советом по оценочной деятельности в части разработки федеральных стандартов оценки;

регулирование саморегулируемыми организациями оценщиков (далее - СРО оценщиков) в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности.

Минэкономразвития России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности на основании Положения о Министерстве.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.

Согласно ст. 24.10 Закона N 135-ФЗ Национальный Совет по оценочной деятельности (далее - Национальный Совет) образован в целях обеспечения общественных интересов, формирования единых подходов к осуществлению оценочной деятельности, выработки единой позиции оценщиков по вопросам регулирования их деятельности, координации деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, а также в целях взаимодействия СРО оценщиков с органами государственной власти, местного самоуправления и потребителями услуг в области оценочной деятельности.

В свою очередь, саморегулируемыми организациями оценщиков осуществляется регулирование оценочной деятельности в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности (ст. 20 Закона N 135-ФЗ). Также следует отметить, что СРО оценщиков контролируют осуществление своими членами - оценщиками оценочной деятельности (ст. ст. 24.3 и 24.4 Закона N 135-ФЗ).

Таким образом, учитывая изложенное, Минэкономразвития России не обладает контрольными или надзорными функциями и, соответственно, не вправе принимать какие-либо меры в отношении СРО оценщиков.

 

Заместитель директора Департамента

корпоративного управления

Д.В.СКРИПИЧНИКОВ

08.10.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018