| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Об упрощенном порядке государственной регистрации прав собственности граждан на земельные участки, а также о размере платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 14 декабря 2010 г. N Д23-5138

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение и сообщает.

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", вступившим в силу с 1 сентября 2006 г., Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) дополнен ст. ст. 25.2 и 25.3, устанавливающими процедуру регистрации прав граждан в упрощенном порядке, в том числе на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001 г.) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права (п. 1 ст. 25.2 Закона о регистрации).

При этом основанием государственной регистрации прав собственности граждан на указанные земельные участки согласно п. 2 ст. 25.2 Закона о регистрации является один из следующих документов:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Таким образом, для государственной регистрации прав собственности граждан в упрощенном порядке на земельные участки может быть представлен любой документ, подтверждающий право на земельный участок. При этом проведение кадастровых работ (и изготовление межевого плана) для государственной регистрации прав на такой земельный участок не требуется.

Вместе с тем согласно п. 1.2 ст. 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. В частности, такое исключение предусмотрено ч. 11 ст. 45 Закона о кадастре для ранее учтенных земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства.

В соответствии со ст. 22 Закона о кадастре определен состав необходимых для кадастрового учета документов, включающий межевой план.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона о кадастре межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В соответствии со ст. 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, аренды.

В соответствии со ст. 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером на обороте листа графической части межевого плана в форме акта согласования местоположения границ, включающего в том числе обозначения характерных точек или частей границ, кадастровые номера смежных земельных участков, фамилии и инициалы правообладателей или их представителей.

Требования к подготовке межевого плана и форма акта согласования местоположения границ утверждены Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и Требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".

Размер платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, установлен Приказом Минэкономразвития России от 30.07.2010 N 343 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы" (далее - Приказ об оплате). В соответствии с п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" Приказ об оплате вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, то есть 17 октября 2010 г.

При этом следует отметить, что положение, предусматривающее взимание платы за предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, было внесено в ст. 14 Закона о кадастре Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступило в силу 1 марта 2010 г.

До 1 марта 2010 г. в соответствии с ч. 11 ст. 14 Закона о кадастре за предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, уплачивалась государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Ввиду того что Налоговым кодексом Российской Федерации не была установлена указанная пошлина до 1 марта 2010 г., сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставлялись бесплатно.

Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в осуществлении государственной регистрации или перерегистрации прав на садовые, огородные или дачные земельные участки, строений и сооружений, расположенных на них, изготовлении межевых планов садовых, огородных и дачных земельных участков в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.

 

Директор

Департамента недвижимости

А.И.ИВАКИН

14.12.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018