| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О некоторых вопросах, возникающих при ведении государственного кадастра недвижимости; о вопросах реализации Приказа Минэкономразвития России от 30.07.2010 N 343; а также о вопросах, возникающих при ведении Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 декабря 2010 г. N Д23-5204

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел перечень вопросов, возникающих при ведении государственного кадастра недвижимости, и сообщает.

1. Вопросы, возникающие при ведении государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН)

Вопрос 1: Отсутствует порядок исправления в ГКН сведений, внесенных по материалам инвентаризации земель (снятие с государственного кадастрового учета фактически отсутствующих на местности земельных участков, исправление ошибочных данных о земельных участках).

Ответ: В соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) земельный участок подлежит снятию с государственного кадастрового учета в случае прекращения его существования в результате преобразования такого земельного участка путем образования из него новых земельных участков, а также на основании вступившего в силу решения суда. В связи с этим отмечаем, что орган кадастрового учета, по мнению Департамента недвижимости, вправе обратиться в суд в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, по вопросу снятия земельных участков с государственного кадастрового учета.

Между тем ошибки, допущенные при определении координат характерных точек границ ранее учтенных земельных участков, следует квалифицировать как ошибки в местоположении границ таких земельных участков. В настоящее время исправление ошибочных данных о координатах характерных точек границ земельных участков возможно в порядке исправления кадастровой ошибки (ст. 28 Закона о кадастре), а также в соответствии с рекомендациями, изложенными в Письме Минэкономразвития России от 27.03.2009 N 4448-ИМ/Д23.

Вместе с тем дополнительно следует отметить, что согласно ч. 14 ст. 45 Закона о кадастре орган кадастрового учета вправе уточнять сведения о местоположении границ ранее учтенного земельного участка с использованием картографической основы ГКН в порядке, установленном Минэкономразвития России. Вышеуказанный порядок будет установлен после утверждения Минэкономразвития России требований к картографической основе ГКН. При этом необходимо обозначить, что, по мнению Департамента недвижимости, целесообразно внесение изменений в ст. 45 Закона о кадастре в части наделения Минэкономразвития России полномочиями по установлению порядка, предусматривающего снятие с государственного кадастрового учета ранее учтенных объектов недвижимости.

Вопрос 2: Порядком ведения ГКН, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, предусмотрено внесение сведений об адресах земельных участков на основании актов уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Однако отсутствует порядок присвоения адресов земельным участкам, а также не определен орган, уполномоченный на присвоение адресных номеров земельным участкам, расположенным на территории садоводческих товариществ и гаражных кооперативов. В связи с этим является невозможным изменение в ГКН сведений об адресных номерах таких земельных участков.

Ответ: Минэкономразвития России разработан и находится на согласовании с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ) проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования информации об адресах объектов капитального строительства и земельных участков" (далее - Законопроект).

В настоящее время отсутствуют стандарты структуры адреса и порядок формирования адресов объектов адресации, а также отсутствуют нормы, устанавливающие полномочия и обязательность ведения реестров наименований элементов улично-дорожной сети и элементов планировочной структуры.

Законопроектом обеспечивается совершенствование использования адресной информации в уже функционирующих информационных адресных системах на территории муниципальных образований путем установления порядка присвоения наименований элементам улично-дорожной сети, элементам планировочной структуры и присвоения (изменения) адресов объектам адресации, а также определения порядка информационного взаимодействия с федеральными ресурсами, использующими адресную информацию.

Законопроект устанавливает полномочия Правительства Российской Федерации по наделению ФОИВ полномочиями ведения федеральных информационных ресурсов, содержащих адресную информацию. Также в Законопроект внесено положение, на основании которого присвоение адресов объектам адресации осуществляется в соответствии с требованиями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Вопрос 3: По вопросу предоставления сведений государственного кадастра недвижимости после исправления технической ошибки.

Ответ: Порядком исправления технических ошибок в сведениях ГКН, установленным ст. 28 Закона о кадастре, предусмотрено, что орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня исправления технической ошибки в сведениях ГКН представляет документы о таком исправлении в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Предоставление сведений ГКН после исправления технической ошибки иным лицам, в том числе на основании заявления об исправлении технической ошибки, ст. 28 Закона о кадастре не предусмотрено.

В связи с этим отмечаем, что данный вопрос будет учтен при разработке проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Закон о кадастре.

Вопрос 4: Допускается ли проведение государственного кадастрового учета земельных участков, образованных в результате раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, если исходный земельный участок является единым землепользованием, находящимся в частной собственности или в государственной (муниципальной) собственности, а также регистрации прав на образованные земельные участки?

Ответ: В соответствии с п. 18 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2015 г. при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Вместе с тем согласно п. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Наряду с этим в п. 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, указано, что в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.

Таким образом, возможны осуществление государственного кадастрового учета в результате раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков при наличии предусмотренных ст. 22 Закона о кадастре документов, в том числе межевого плана, оформленного в установленном порядке, и последующая государственная регистрация прав на образованные земельные участки.

Вопрос 5: По вопросу получения кадастровых паспортов земельных участков на земельные участки, образованные в результате выдела в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и государственной регистрации права на такие земельные участки.

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Вместе с тем следует отметить, что согласно ст. 3 проекта федерального закона N 130822-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель (О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения)", принятого во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, право на земельный участок, образуемый в результате выдела его в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в долевой собственности более пяти лиц, может быть зарегистрировано на основании заявления участника долевой собственности на земельный участок или его представителя, полномочия которого удостоверяются нотариально или должностным лицом органа местного самоуправления, а также на основании заявления лица, уполномоченного общим собранием участников общей долевой собственности на данный земельный участок. В таком случае к обращению уполномоченного лица прилагаются документы, подтверждающие его полномочия, копия протокола или выписка из протокола общего собрания участников общей собственности на земельный участок, заверенные должностным лицом органа местного самоуправления.

Между тем необходимо отметить, что в случае если в ГКН содержатся сведения о земельном участке, при этом сведения о местоположении границ этого участка отсутствуют, то в целях получения кадастрового паспорта земельного участка необходимо внести в ГКН сведения о местоположении границ и уточненной площади указанного земельного участка в порядке государственного кадастрового учета изменений, установленном Законом о кадастре.

2. Вопросы реализации Приказа Минэкономразвития России от 30.07.2010 N 343 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы" (далее - Приказ N 343)

Вопрос 1: Каким образом необходимо поступить органу кадастрового учета в случае, когда заявителю по запросу необходимо подготовить и выдать кадастровый паспорт объекта недвижимости в бумажном виде, но в соответствии с п. 13 ст. 45 Закона о кадастре по данному запросу может быть подготовлена только кадастровая выписка о земельном участке? При этом стоимость предоставления сведений в виде кадастровой выписки и кадастрового паспорта в бумажном виде в соответствии с Приказом N 343 разная.

Ответ: В случае если в соответствии с п. 13 ст. 45 Закона о кадастре заявителю не может быть выдан кадастровый паспорт, заявителю выдается отказ в выдаче кадастрового паспорта. При отказе в выдаче сведений ГКН законом не предусматривается возврат платы. Одновременно с вышеуказанным Законом предусмотрена обязанность органа кадастрового учета выдать заявителю кадастровую выписку без дополнительных заявлений со стороны заявителя. В этом случае плата за предоставление кадастровой выписки законом не предусмотрена.

Вопрос 2: Приказом N 343 для органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления плата за предоставление сведений ГКН как в бумажном, так и в электронном виде установлена. Каким именно государственным органам и органам местного самоуправления сведения ГКН должны предоставляться за плату?

Ответ: В настоящее время законодательством не предусмотрено бесплатное предоставление сведений ГКН по запросам органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В то же время Закон устанавливает безвозмездное предоставление сведений ГКН органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия в случаях, предусмотренных ст. 15 Закона о кадастре и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости".

Вопрос 3: Просим разъяснить п. 13 Порядка предоставления сведений, внесенных в ГКН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 N 75 (далее - Порядок), а именно: кто понимается под заявителем, не являющимся органом государственной власти, судом или органом местного самоуправления, обладающим в соответствии с законодательством Российской Федерации правом на безвозмездное получение сведений ГКН, и какой документ должен представляться таким заявителем в соответствии с п. 17 Порядка?

Ответ: Согласно п. 13 Порядка запрос о предоставлении сведений, внесенных в ГКН, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации или в отношении которых заявитель в соответствии с законодательством Российской Федерации обладает правом на безвозмездное предоставление, представленный заявителем, не являющимся органом государственной власти, судом или органом местного самоуправления, заверяется:

- подписью заявителя или лица, которое в соответствии с федеральным законом или по доверенности действует от имени заявителя, - если заявителем является физическое лицо;

- подписью уполномоченного представителя юридического лица - если заявителем является юридическое лицо.

Вместе с тем, как следует из п. 17 Порядка, к запросу о предоставлении сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации, или сведений, в отношении которых заявитель в соответствии с законодательством Российской Федерации обладает правом на безвозмездное предоставление, прилагаются следующие документы:

- документ, подтверждающий право заявителя на безвозмездное получение сведений, либо копия такого документа, заверенная в установленном порядке;

- документ, подтверждающий право заявителя на получение сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации, либо копия такого документа, заверенная в установленном порядке;

- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если запрос представляется представителем заявителя).

Указанные требования не распространяются на заявителей, которыми являются органы государственной власти, суды или иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Вопрос 4: Заявление о возврате платежа, предусмотренное п. 6 Приказа N 343, принимается от заявителя в произвольной форме или будет разработана и доведена до органов кадастрового учета утвержденная форма такого заявления?

Ответ: Форма заявления не установлена. В соответствии с п. 7 Приказа N 343 в заявлении о возврате платежа указываются банковские реквизиты, необходимые для возврата платежа лицу, подавшему такое заявление (фамилия, имя, отчество или наименование юридического лица, ИНН, КПП, лицевой или банковский счет, наименование банка получателя, БИК, корреспондентский счет банка), а также почтовый адрес или адрес электронной почты.

Вопрос 5: Какой размер платы за предоставление сведений ГКН в виде описания земельного участка подлежит взиманию в соответствии с Приказом N 343 - как за "межевой план" или как за "иные документы"?

Ответ: Согласно ст. 14 Закона о кадастре сведения ГКН представляются в виде:

- копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в ГКН;

- кадастровой выписки об объекте недвижимости;

- кадастрового паспорта объекта недвижимости;

- кадастрового плана территории.

Вместе с тем копия описания земельных участков, требования к оформлению которого утверждены Приказом от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет" (утратил силу с 1 января 2009 г. в связи с изданием Приказа Минэкономразвития от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков"), может быть выдана в качестве копии документа, на основании которого сведения были внесены в ГКН с взиманием соответствующей платы.

3. По вопросам, возникающим при ведении Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - ЕГРОКС)

Вопрос 1: О загрузке в автоматизированную информационную систему "Государственный кадастр недвижимости" (далее - АИС ГКН) сведений о зарегистрированных правах и обременениях.

Ответ: Согласно частному техническому заданию (далее - ЧТЗ) по п. 3.1.1 Государственного контракта от 28.12.2009 N 175Д для модернизации ЕГРОКС в составе сведений об объектах капитального строительства отсутствуют сведения о правах и обременениях. Также сведения о правах и обременениях отсутствуют в проекте приказа Минэкономразвития России "О порядке государственного учета объектов капитального строительства".

Таким образом, реализация в АИС ГКН выгрузки, содержащей сведения о правах, невозможна.

Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии со ст. 5 Соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37 (вступает в силу 1 января 2011 г.) предоставление сведений об объектах налогообложения, указанных в ст. 2 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", осуществляется Росреестром с момента вступления в силу положений Закона о кадастре в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на указанные объекты, сделках с ними и лицах, являющихся их правообладателями, представляются вне зависимости от вступления в силу указанных положений.

По вопросу выгрузки из АИС ГКН сведений об объектах капитального строительства для налоговых органов сообщаем, что в действующих нормативных правовых актах отсутствует формат такой выгрузки. В соответствии с ЧТЗ в рамках модернизации ЕГРОКС Росреестром будет разработан формат и реализована выгрузка сведений для налоговых органов.

Вопрос 2: О внесении сведений об объекте недвижимости из декларации об объекте недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества".

Ответ: В соответствии с ЧТЗ в рамках модернизации ЕГРОКС Росреестром будет реализована возможность внесения сведений по новой форме декларации об объекте недвижимого имущества, утвержденной указанным Приказом.

Вопрос 3: Об осуществлении государственного технического учета сооружений, представляющих собой комплексы недвижимого имущества, и подготовки кадастровых паспортов на такие объекты.

Ответ: В отношении комплекса недвижимого имущества может быть осуществлен государственный технический учет в качестве сооружения при соблюдении следующих условий:

- наличие документов, подтверждающих создание комплекса недвижимого имущества в качестве единого объекта недвижимости (наличие разрешения на строительство, проектной документации, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию);

- использование объекта недвижимости (сооружения) по одному назначению;

- однородный правовой режим.

Учитывая вышеизложенное, кадастровый паспорт на комплекс недвижимого имущества (сооружение) должен оформляться по форме, утвержденной Приказом Минюста России от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка". При этом в случае, если в состав комплекса (сооружения) входят объекты, для которых указанным Приказом определены различные типы основных характеристик (протяженность, объем и т.д.), строка 1.3 кадастрового паспорта не заполняется, а в строке 1.9 приводится состав комплекса недвижимого имущества (объектов, входящих в состав сооружения) с указанием (при наличии) основной характеристики каждого объекта.

По вопросу недостаточной длины в полях "Литера" и "Примечание" сообщаем, что она не подлежала увеличению ранее, так как была зафиксирована в утвержденных XML-схемах обмена, применяемых в модуле ведения ЕГРОКС. В соответствии с ЧТЗ в рамках модернизации ЕГРОКС указанные поля будут увеличены. Дополнительно сообщаем, что текст, отображаемый в строке 1.9 "Примечание", доступен пользователю для редактирования перед печатью при формировании кадастрового паспорта и не ограничен по длине, что позволяет ввести необходимый перечень объектов. Подготовленный кадастровый паспорт сохранится в истории по объекту.

Вопрос 4: Об аннулировании и исключении из ГКН сведений о земельном участке с временным статусом, к которому привязан объект капитального строительства, в результате осуществления государственного технического учета.

Ответ: В случае аннулирования и исключения из ГКН сведений о земельном участке с временным статусом сведений Департамент недвижимости полагает возможным устанавливать ("восстанавливать") в ЕГРОКС связь объекта капитального строительства с исходным земельным участком, из которого был образован новый земельный участок.

Вопрос 5: О присвоении объектам капитального строительства статуса "временный".

Ответ: В действующих нормативных правовых актах отсутствуют требования к присвоению статусов объектам капитального строительства. Таким образом, статус объекта капитального строительства в АИС ГКН следует всегда считать "учтенным". В соответствии с ЧТЗ в рамках модернизации ЕГРОКС будет реализовано присвоение статусов в соответствии с проектом приказа Минэкономразвития России "О порядке государственного учета объектов капитального строительства".

Вопрос 6: По вопросу применения Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 615 "О предельном максимальном размере платы за выдачу органом или организацией, осуществляющим хранение учтено-технической документации, кадастрового паспорта здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, государственный технический учет которых осуществлен до дня вступления Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" или в переходный период его применения" (далее - Постановление) при предоставлении сведений об объектах капитального строительства.

Ответ: В соответствии со ст. 43 Закона о кадастре:

- до 1 января 2013 г. устанавливается переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - переходный период);

- в переходный период в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровые паспорта объектов недвижимости выдают соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями Закона о кадастре.

При этом согласно ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре.

Орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, выдают по запросу любого лица в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения указанного запроса кадастровый паспорт такого объекта. Выдача указанного кадастрового паспорта осуществляется за плату, размер которой устанавливается субъектом Российской Федерации.

Предельные размеры такой платы установлены Постановлением.

Кадастровые паспорта объектов капитального строительства на территориях субъектов Российской Федерации, где осуществляется ведение Единого государственного реестра объектов капитального строительства, в отношении соответствующих объектов органом кадастрового учета согласно Административному регламенту предоставления Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной услуги "Предоставление заинтересованным лицам сведений об объектах капитального строительства", утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 26.04.2007 N 147, предоставляются бесплатно.

Вопрос 7: О добавлении поля "Литера" в сведения о помещении.

Ответ: В соответствии с ЧТЗ в рамках модернизации ЕГРОКС указанное поле будет добавлено в АИС ГКН.

 

Директор

Департамента недвижимости

А.И.ИВАКИН

20.12.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018